Среди главных событий недели, имея в виду ее культурную или околокультурную половину, – как будто нарочно сошедшиеся на телевизионном бранном поле два проекта: НТВ показывал премьеру нового фильма Андрея Лошака «Россия. Полное затмение», а на канале «Культура» показывали первые серии документального сериала Сергея Мирошниченко «Рожденные в СССР». В субботу вечером канал «Россия» показал премьеру нового фильма – «Рожденные в СССР. 28 лет». И... как-то они не случайно сошлись, и так как-то разительна была эта разница – постмодернистская игра Лошака, опасно, бездумно играющего с огнем, и какая-то изощренная простота Мирошниченко, выдающегося нашего документалиста. В Мирошниченко меня вообще всегда поражала и поражает какая-то его физическая мощь – не знаю, где он родился, а похож на помора, большой, почти двухметрового роста. И – невероятная при этом чуткость к героям, чуткость – при совершенном отсутствии какой бы то ни было зависимости: он не подыгрывает ни Солженицыну, ни Гергиеву, ни Глазунову, никогда никого при этом не разоблачает, а в разговоре с «безымянными» героями «Рожденных в СССР» – так же заинтересованно всматривается в каждого, как и в фильмах с великими. При этом – какая-то почти компьютерная память позволяет так смонтировать кадры старых и новых встреч с этими взрослеющими «советскими», что фильм его не дает оторваться ни на минуту. На сайте канала «Культура» кто-то из восторженных зрителей написал в комментариях: «Показать бы такой замечательный фильм одновременно по всем основным каналам, чтобы как можно больше людей прониклись настоящими историями!» Ну, по всем каналам – было бы странно, но столкновение с Лошаком для последнего превратилось, на мой взгляд, в игру на раздевание, в которой Лошак проиграл.
Большая радость недели – из Эдинбурга пришла новость о том, что нашему спектаклю вручили «Ангела». На Эдинбургском фестивале нет ни первых, ни вторых мест, но главный их спонсор, Шотландский банк, вручает лучшему спектаклю статуэтку ангела, и в этот раз она досталась спектаклю «Сон в летнюю ночь», который по заказу Стратфордского Шекспировского театра и проходившего в этом году в Британии Шекспировского фестиваля сделан был Дмитрием Крымовым и его учениками. С нашей стороны спектакль был поддержан Чеховским фестивалем, для которого, кстати, два года назад Крымов ставил «Та-ра-ра-бумбию» на сцене «Школы драматического искусства». Эдинбургская награда тем более приятна, что в нынешней фестивальной афише были и Марталер, и Мнушкин... Очень здорово, поздравления – всем.
А в выходные в Москве праздновали 865-летие столицы. День города – не нашел, честно говоря, стоил ли он в этом году сильно дороже или, напротив, обошелся бюджету города дешевле, чем в прошлые годы, – он был заметно лучше, в этом у меня сомнений нет. Помимо непременных плясок и песен на Красной площади, без которых, вероятно, у нас никак и никуда, немало площадок было отдано энтузиазму масс. Ругая Капкова за то и се, в данном случае не могу не отдать должное его смелости и, скажу так, свободомыслию, когда на Пушкинскую площадь он выпустил завсегдатая всех собраний по случаю 31-го числа Алексея Девотченко – он, правда, не о политике выступал, а исполнил свой моноспектакль по стихам Саши Черного. В Таганском парке организатор фестиваля «Любимовка» Елена Ковальская устроила торжества сторителлинга, она же удачно назвала нынешний праздник днем города без матрешек. Там же, в Таганском парке, публично презентовали проект Театра.doc, поддержанный сразу и департаментом культуры, и департаментом образования, – театрализованные пересказы классики школьникам – «Бедная Лиза», «Тарас Бульба», «Повесть о Петре и Февронии»... Я тоже принял участие в одном из проектов. В парке скульптур МУЗЕОН известный куратор Юрий Самодуров, энтузиаст Кочевого музея современного искусства в субботу и воскресенье устраивал премьеру мейл-арта. Самодуров пригласил меня помочь сделать живые скульптуры. А Марина Перелешина все перепридумала, а в итоге Полина Одинцова из Щепкинского училища была экскурсоводом, около памятника Калинину она рассказывала о боевом пути всесоюзного старосты. Причем одна женщина немолодая тут же рассказала, как ее, кажется, бабушка ходила за кого-то к нему просить, простояла в очереди, была на приеме, и он вытащил человека из тюрьмы. А другой пожилой человек рассказал, как его отец так и не дождался приема... Экскурсии шли одна за другой, подошли иностранцы – им экскурсию тут же перевели на английский, следующим – на испанском провели. Экскурсия, кстати, была замечательная, люди слушали хорошо, но главное, пока они проникались подробностями жизни и революционного пути Михал Иваныча, к ним подходили представители нашей службы охраны и предлагали написать какое-нибудь письменное обращение, жалобу, например... «Донос то есть?» – быстро понимали некоторые. В общем, к концу дня коробочка для письменных обращений граждан была сильно переполнена, причем некоторые вполне искренне успели пожаловаться на мейл-арт.