Начиная с понедельника публика следит за ходом процесса над участницами Pussy Riot. За самим ходом юридического состязания, на котором разбирается состав преступления, – перебранками адвокатов, показаниями свидетелей и комментариями массовки за стенами суда. Открываются интригующие подробности жизни девушек, их пути к скандальной славе.
На этом фоне не очень заметили высказывание Патриарха Кирилла. Глава РПЦ посетил в среду Серафимо-Дивеевский монастырь в Нижегородской области, где произнес проповедь. Тема, на взгляд неискушенного человека, не очень связана с фигурой Серафима Саровского. Патриарх говорил о роли судебной системы в жизни общества. По словам Предстоятеля крупнейшей в России Церкви, роль эта не столь велика, важнее воспитание нравственности. «Суд есть непременная и очень важная институция (поначалу в этом месте даже услышали «экзекуция», что говорит об ожиданиях публики. – «НГ») в человеческом обществе, деятельность которой направлена на установление правды и справедливости. Но человек, который живет по закону Духа, вне этой реальности, на него ничто не распространяется», – заявил Патриарх. Далее он сказал, что святой Серафим «наверное, никогда в руках не держал Свод законов Российской империи. Но к нему приехал сам император, склонив пред ним свою главу». Можно подумать, что Патриарх, произнося эти слова, думал не столько о дивеевских святынях, сколько о политике наших дней.
Напомним, это было сказано в разгар процесса над Pussy Riot и связанных с ним дискуссий в обществе. Одна из таких дискуссий – о том, кто выступает в роли «инквизитора» на этом суде, Церковь или государство. Разные мнения звучали и до слов Патриарха, и после них. В четверг медиамиссионер РПЦ протодиакон Андрей Кураев выступил в печати с теорией о том, что «панк-молебен» в храме был направлен рукой Романа Абрамовича, а идейные мотивы участниц перформанса подпитывались хасидизмом. Кураев представил своеобразный взгляд на сущность учения основателя любавического хасидизма. Однако это течение лежит в основе Федерации еврейских общин России (ФЕОР), которой покровительствует президент Владимир Путин. Складывается впечатление, что Кураев пытается «отмазать» Церковь и показывает пальцем в другую сторону.
Естественно, ФЕОР тут же выпустила заявление, в котором обвиняет Кураева в антисемитизме. Вскоре со словами осуждения в адрес популярного протодиакона выступил протоиерей Всеволод Чаплин, который, между прочим, заметил, что от исхода дискуссии об акции Pussy Riot «зависит нравственное сознание нашего народа и будущее страны». Но намекнул, что РПЦ может ходатайствовать о смягчении наказания девушкам после вынесения приговора.
В четверг по поводу Pussy Riot высказался президент Владимир Путин. «Ничего хорошего в этом нет. Тем не менее я не думаю, что их надо так уже строго судить за это», – сказал глава государства. Однако предположил, что, если бы участницы группы совершили что-то похожее в Израиле (где «есть довольно крепкие ребята») или на Кавказе, их бы «под охрану не успели взять». Наверное, в этих словах можно услышать намек на то, что девушкам надо бы опасаться не гнева государства, а каких-то других разозленных их поступком сил.
Похожая история с превращением религиозной общественности в карающий меч государства разворачивается сейчас в Казани. На пикете, прошедшем неделю назад по поводу арестов подозреваемых в покушении на исламских деятелей, были замечены черные флаги с арабской надписью – исповеданием мусульманской веры. По сути ничего плохого, но такой символикой пользуется запрещенное в России движение «Хизб ут-Тахрир». В четверг прокуратура Казани вынесла постановление о возбуждении административного правонарушения в отношении организаторов акции. В последние дни в мечетях города во время трапезы разговения в период Рамадана произошли стычки между мусульманами, которые придерживаются ханафитского мазхаба, и сторонниками идеологии ваххабизма и «Хизб ут-Тахрир». В пятницу состоялось внеочередное заседание Госсовета Татарстана, на котором рассматривался вопрос о внесении изменений в местный закон о религиозных объединениях.
Так на уходящей неделе особенно ярко проявила себя тенденция последнего времени – все более серьезная вовлеченность религиозных организаций и общественности в политическую борьбу и силовые действия государства.