Федеральный конституционный суд пообещал не принимать скороспелых решений.
Фото Reuters
Не успела Еврогруппа поздно вечером в понедельник продлить на 2,5 года полномочия премьера Люксембурга Жан-Клода Юнкера в качестве своего председателя, как политический эпицентр кризиса еврозоны переместился из Брюсселя в германский город Карлсруэ, где располагается Федеральный конституционный суд. Во вторник он приступил к рассмотрению исков, поданных противниками ратификации в Бундестаге базовых соглашений о фискальном пакте ЕС и о создании постоянно действующего стабфонда под названием Европейский стабилизационный механизм (EСM).
Суть претензий истцов сводится к тому, что фискальный пакт и ЕСМ противоречат Основному закону ФРГ: они лишают парламент бюджетного суверенитета, то есть возможности по своему усмотрению распоряжаться средствами налогоплательщиков, поступающими в казну. Речь идет о суммах, сопоставимых с объемом государственного бюджета ФРГ.
ЕСМ должен был начать работать уже с 9 июля, а вступление в силу фискального пакта, обязывающего страны ЕС к строгой бюджетной дисциплине, запланировано на 2013-й. В обоих случаях Германия играет ключевую роль. Стабфонд сможет выдавать кредиты, если его капитализация будет гарантирована странами-учредителями на 90%, что без германского вклада невозможно. Эта доля соответствует участию ФРГ в уставном капитале Европейского центробанка (ЕЦБ) и составляет 27%. Тем самым Германия – кстати, единственная из всех – будет иметь и право вето в EСМ при принятии решений о том, оказывать ли помощь той или иной кризисной стране.
Кроме Германии соглашение о создании ЕСМ не ратифицировали три страны: Италия, Мальта и Эстония. Правда, Государственный суд Эстонии 12 июля уже постановил, что договор о ЕСМ не противоречит Конституции страны. Хотя и отметил, что он «ограничивает финансовые полномочия парламента, демократические принципы правового государства и суверенитет Эстонии, но это ограничение оправданно».
Условие же вступления в силу фискального пакта, который подписали 25 из 27 стран ЕС, – его закрепление в национальных законодательствах как минимум 12 стран. Без Германии фискальный пакт превратится в фантом: странам, принявшим этот достаточно спорный документ под нажимом самого Берлина, не будет смысла его придерживаться.
В случае задержки с положительным вердиктом КС Германии на еврозоне можно будет поставить крест, предупредил министр финансов Вольфганг Шойбле. Выступая в Карлсруэ, он заявил, что промедление с фискальным пактом и стабфондом «может привести к серьезным экономическим потрясениям с непредсказуемыми последствиями» для самой Германии, к падению доверия к евро и спекулятивным играм на выход ряда стран из еврозоны. Согласно подсчетам Германского экспертного совета, крах евро будет стоить банкам, страховым компаниям, предприятиям и рядовым налогоплательщикам примерно 3 трлн. евро. И это – без учета стремительного роста безработицы, который начнется из-за спада производства.
Судьи, однако, не поддались нажиму «железного министра», как называют Шойбле по аналогии с железным рейхсканцлером Отто фон Бисмарком. Председатель КС Андреас Фоскуле заявил, что суду потребуется больше времени, чем обычные для рассмотрения срочных исков три недели. Учитывая судьбоносный характер предстоящего вердикта, суд намерен провести «разумное конституционно-правовое изучение» вопроса в комплексе. И оно может занять до трех месяцев. Так что еврозоне придется подождать до осени.
Этим, мягко говоря, не очень доволен глава Еврогруппы Юнкер. Отвечая вчера на вопрос корреспондента Spiegel, создаст ли перенос вердикта на осень проблемы, он сказал: «В любом случае это не идет на пользу делу. Однако кто я такой, чтобы критиковать конституционных судей? Определение процедуры слушаний – их прерогатива, и я полагаю, что они знают, в каких временных рамках следует действовать».
Между тем большинство стран не спешит избавляться от резервов, номинированных в европейской валюте, даже несмотря на углубляющийся кризис еврозоны. Согласно данным, опубликованным в среду ЕЦБ, на конец 2011 года в евро были номинированы 25% всех валютных ресурсов, в то время как годом ранее этот показатель составлял 25,4%. Кроме того, евро по-прежнему широко используется для торговых операций и инвестиций. Глава ЕЦБ Марио Драги заявил, что считает одной из своих главных задач дальнейшее поддержание евро в качестве международного средства платежа. Кстати, на этой неделе британский журнал Financial News назвал Драги самым влиятельным человеком на европейских рынках капитала.