На прошлой неделе российские власти готовились к существованию в новой экономической реальности. Во вторник Владимир Путин провел первое заседание президентской комиссии по стратегии топливно-энергетического комплекса (ТЭК), где было объявлено, что бурного роста спроса и цен на российские энергоносители в мире в обозримом будущем не будет. И российский ТЭК – как главная опора российской экономики – должен приспособиться жить без сверхдоходов и, вероятно, в условиях падающих мировых цен на нефть и газ.
По словам Путина, «ТЭК не только преодолел последствия глобального кризиса, но и вышел на траекторию роста»: нефтедобыча стабилизировалась на уровне 510 млн. тонн в год, а добыча природного газа вышла на очередной исторический максимум, превысив 670 млрд. куб. м. «Вместе с тем, по оценкам экспертов, в ближайшие десятилетия спрос на энергоносители, а также их производные будет стабилен, причем как внутри России, так и на мировых рынках», – объявил президент. Между тем накануне кризиса 2008 года российские власти были уверены, что страну ожидает эра высоких мировых цен на нефть и газ при одновременном росте спроса на российский энергоносители в Европе и Азии. Сегодня стало понятно, что золотой век России как крупнейшей энергетической державы останется лишь в мечтах, а также в сфере пиара и пропаганды. На самом деле европейцы крайне настороженно относятся к наращиванию закупок российского газа, рассчитывая увеличить поставки из стран-конкурентов. Китайцы также отказывается покупать наш газ по европейским ценам. Объемы экспорта нефти не сокращаются, но цена на нее имеет явную тенденцию к снижению. Поэтому значимого прироста доходов ТЭКа, да и всей российской казны, ожидать не стоит.
Скорее можно ожидать нового снижения мировых цен и соответственно доходов российского бюджета. В связи с этим в среду и в пятницу Госдума утверждала дополнительные антикризисные полномочия правительства на 2012 год. Теперь у исполнительной власти развязаны руки в отношении использования Резервного фонда. Она может без пересмотра закона о федеральном бюджете расходовать средства Резервного фонда на поддержку стабильности российской экономики, финансового рынка, рынка труда, социальное обеспечение населения и другие меры социальной политики. Объем таких расходов из Резервного фонда не должен превышать 5% от общего объема расходов бюджетных расходов. Правительству также дано право выпустить облигаций федерального займа (ОФЗ) в объеме до 150 млрд. руб. со сроком погашения в 2022 году с последующим обменом на акции коммерческих банков.
Наблюдать за расходованием средств Резервного фонда будет специальная комиссия, в которую войдут по восемь представителей Госдумы и Совета Федерации. Комиссия будет рассматривать антикризисные меры, предлагаемые правительством, до их внесения в Госдуму. В свою очередь, Минфин ежемесячно должен будет направлять в комиссию информацию о расходовании средств.
Хотя сегодня нет определенности с доходами и расходами казны на 2012 год, правительство в пятницу одобрило программу развития сельского хозяйства на 2013–2020 годы с финансированием из федерального бюджета в размере 1,509 трлн. руб. Общий объем финансирования восьмилетней программы, как сообщил в своем докладе в пятницу глава Минсельхоза РФ Николай Федоров, составит 2,28 трлн. руб.: помимо ассигнований из федерального бюджета еще 770 млрд. руб. должны составить средства из региональных бюджетов. Как рассчитывают министры, производство сельхозпродукции в России к 2020 году вырастет на 19,6% по сравнению с 2012 годом. Среднегодовой темп роста производства продукции сельского хозяйства до 2020 года должен составить не менее 2,5%. Заметим, что это ниже, чем темпы роста экономики в целом, заложенные в сценарные условия на тот же период.