На прошедшей неделе продолжался и закрылся 34-й Московский международный кинофестиваль. О его творческих итогах читайте на полосе «Культура». Общее же впечатление этот десятидневный марафон оставил унылое. Кажется, ММКФ плывет по воле волн, не имея сколько-нибудь выраженного характера. Какое-то время назад возник намек на то, что он станет площадкой для соревнования кинематографий стран СНГ и бывшего соцлагеря и в том обретет эксклюзивность. Показания к тому есть – большой смотр в Карловых Варах в последние годы сбавил обороты, а другого фестиваля класса «А» на постсоветском пространстве и в Восточной Европе, кроме Московского, нет. Но надежды эти не оправдались. За годы независимости национальные кинематографии проторили тропинки на мировые фестивали в обход ММКФ. В Москву они идут, если уж никуда больше не взяли. Ну или убеленные сединами классики, ностальгирующие по фестивалю времен их молодости, великодушно отдают свои поздние ленты в наш конкурс. Им уже все равно, отметят ли их фильмы – они давно всем все доказали, и теперь им просто приятно приехать в Москву...
В дни фестиваля в конференц-зале СК дважды садились за стол переговоров кинодеятели, и ни одну из дискуссий безмятежной не назовешь. Первая по поводу письма молодых кинематографистов – поборников «позитивного» кино вообще распалила участников докрасна. Вторая случилась в пятницу. На встречу с представителями СК и киноиндустрии прибыли новые начальники: министр культуры Владимир Мединский и его заместитель по делам кино Иван Демидов. Хозяин площадки Никита Михалков подчеркнул: вновь назначенные руководители первый официальный выход в кинонарод делают именно в СК. Встречу вел Демидов – демократично передавал слово то одному, то другому, сам больше улыбался и шутил, потому как пришли они с министром «больше послушать, чем выступать». С довольно вымученными (ведь говорено это все не раз за последние месяцы) докладами выступили глава Фонда кино Сергей Толстиков, продюсер Сергей Сельянов, гендиректор компании «Каро» Алексей Рязанцев, режиссер и глава Киносоюза Андрей Прошкин. Разговор шел в общих чертах, только вот в одном сошлись почти все – надо пресечь на корню вредную идею квотирования доли отечественного кино в кинотеатрах. Выслушав всех, Владимир Мединский сказал, что теперь ему многое ясно. И что на следующей неделе он начнет прорабатывать два самых насущных направления: отбор картин в список «100 лучших фильмов мирового кино», который должен стать основой нового школьного курса, и разработку проекта одновременного запуска 50 кинодебютов. Идея коллекции «100 лучших фильмов» впервые промелькнула на апрельском пленуме СК, на запуске 50 дебютов настаивал на круглом столе по проблемам молодых кинематографистов Владимир Хотиненко и был горячо поддержан Михалковым (обе идеи, кстати, сами по себе прекрасны, только вот все упирается в вопрос экспертизы – кто будет определять, кого запускать с дебютами и какие фильмы считать лучшими). То есть пришел министр, послушал живые речи многих непосредственных участников кинопроцесса, а начать решил с заветных и оформленных какое-то время назад инициатив Михалкова и Хотиненко. Когда, кстати, со своим перечнем главных бед отечественной индустрии выступал Сергей Сельянов, один из самых конструктивных пассионариев этой самой индустрии – Демидов его прервал: ну что вы, мол, Сергей Михайлович, углубились в такие узкоспециальные подробности? А говорил Сельянов о катастрофическом положении в профобразовании, о маразмах законодательства и невозможности сдвинуть с мертвой точки диалог производителей и кинотеатров. Словом, есть проблемы не менее фундаментальные, чем отсутствие школьного курса «100 лучших фильмов».
На этом не закончилось участие Владимира Мединского в ММКФ. В сценарии церемонии закрытия ему был отведен самый лакомый выход – с призом «Верю!» для самой Катрин Денев. Министр культуры начал с того, что как-то странно оттер даму от ее микрофона, хотя рядом стоял второй свободный, а потом, произнеся небольшую и не сильно оригинальную речь, и вовсе повернулся и ушел со сцены, так и не расставшись с призом… Хорошо, что у мадам Денев с юмором все в порядке. Да и в России она не первый раз.