0
1034
Газета Неделя в обзоре Интернет-версия

18.06.2012 00:00:00

В культуре: Пугающая тень над Пермью

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Заславский - заведующий отделом культуры "НГ"


Прошлая неделя со своим праздником обозначила государственные приоритеты в искусстве: 12 июня вручают соответствующие премии. В этом году они достались Олегу Добродееву и Сергею Шумакову – за канал «Культура». А еще Святославу Бэлзе, получается, за кому-то нравящееся лицо и интеллигентную интонацию, поскольку явных талантов и эрудиции за много лет я, признаюсь, за ним так и не обнаружил. Может быть, так решили поздравить Бэлзу с прошедшим 70-летием? Но к юбилею его в середине апреля уже наградили орденом «За заслуги перед Отечеством». Может, перед Родиной у него есть какие-то другие важные заслуги, о которых нельзя сказать вслух? А что, что такого он сделал для страны, для русской культуры, чтобы два раза подряд награждать его в течение полугода за одно и то же, и этими самыми новыми госпремиями, которые некоторое время тому назад, чтобы повысить падающий престиж наград, сократили численно, но решительно увеличили финансовую составляющую?

Еще наградили госпремиями Олега Жарова, Елену Анкудинову и Николая Мухина – за реконструкцию и преобразование села Вятское в Ярославской области. Село – замечательное, я там был уже не раз, писал, восхищался, как умирающее село, где и жителей местных почти не осталось, превратили в музейный центр, где автобусы с туристами встают в шеренгу, сменяя друг друга, а посетители переходят из музея вятской предприимчивости в музей торгующего крестьянина и народной иконы, и – радуются жизни, поскольку в этих частных музеях посетителям разрешают трогать (почти все), а главное играть на многочисленных и совершенно уникальных музыкальных инструментах двух веков. Но вот забавная деталь: Анкудинова – человек в музейном мире известный, уважаемый, много лет проработала в Ярославском музее-заповеднике, успела там много хорошего сделать, а «награда нашла героя» там, где не ждали, когда она согласилась возглавить частные музеи в 40 километрах от Ярославля.

Кроме того, Госпремия присвоена в этом году Галине Маланичевой, председателю центрального совета Всероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры», это – за вклад в сохранение отечественного культурного наследия. Справедливо, имея в виду ее очень взвешенную позицию, принципиальную, но лишенную истерического надрыва, с чем часто приходится сталкиваться, когда речь – о том, что что-то вот-вот сломают, и мир покатится в тартарары...

Прошел Открытый книжный фестиваль в ЦДХ, все замечательно, не помешали ни дождь, ни объявленное буквально накануне слияние или, если угодно, дружественное поглощение ЭКСМО и АСТ. Пожалуй, только премии «Степной волк» в этот раз не было – однако Артемий Троицкий планирует награду вручать, назначена церемония на 28 июня в Парке искусств Музеон. Среди номинантов – «Аукцыон», ДДТ, Дельфин, «Краснознаменная дивизия имени моей бабушки!», «Птицу Емъ». За приз в номинации «Дебют» в этом году поборются Вера Полозкова, Иван Дорн, «Труд», IfWe, Jack Wood и Lizzard G. Среди номинантов на «Лучшую песню» – «Аквариум» с песней «Назад в Архангельск», «Аукцыон» – «Хомба», Глеб Самойлов & Matrixx – «Космобомбы», ДДТ – «Свобода», «Краснознаменная дивизия имени моей бабушки» – «Астронавты», а также Kira Lao с песней «Шалфей».

Два дня я провел в Перми, где подходит к концу очередной «StartArt. Культурный альянс», за первую неделю в выстроенном в самом центре городке побывали около 700 тыс. посетителей, проходят лекции (я сам прочел одну), поэтические чтения, кинопоказы, спектакли, концерты, разговоры разговаривают, около десятка выставок – на пяти или шести площадках по всему городу и, конечно, в музее современного искусства PERMM. По-прежнему высится высоченная «П» – триумфальная арка нового поколения, сделанная всемирно известным нашим скульптором Николаем Полисским. Было все здорово и весело, но надо всем, как те совиные крыла из стихотворения Блока, простиралось пугающей тенью ожидание, что все это – в последний раз. Новое руководство области уже не считает поддержку современного искусства среди своих приоритетов, и правда, так жаль будет, если эта, такая живая история сойдет на нет. Даже и не поймешь – из-за чего? Что не нравится? То, что молодым стало интересно жить в своем городе? Это теперь – плохо?! В этой бы ситуации важно было услышать спокойное слово нового министра культуры, однако Владимир Мединский пока что продолжает расстраивать некоторой неискушенностью. В газетном интервью он дважды заметил, что некоторые инсталляции Марата Гельмана «бывают, мягко говоря, неоднозначными» и даже «являются... плевком в лицо общественному мнению и массовому вкусу». Грустно, что министру никто не сказал, что Гельман – директор музея и галерист (галерист – в прошлом), не художник, поэтому о его инсталляциях говорить не совсем корректно, а плевать в лицо массовому вкусу – задача любого нового искусства, иных не было никогда, во всяком случае – до недавнего времени. Еще печальнее, когда Мединский, справедливо замечает, что «министр культуры не должен активно афишировать свои личные вкусы. Иначе он в конце концов пойдет по пути Хрущева с «бульдозерной» выставкой современных художников» – и тут же путает хрущевский Манеж с бульдозерной выставкой середины 70-х, за которую Никита Хрущев отвечать может лишь опосредованно, поскольку умер в сентябре 1971 года.

А еще на минувшей неделе в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко с огромным успехом прошла премьера «Сна в летнюю ночь». Я был. И мучился вопросом. Павел Астахов сильно же беспокоился по поводу «Сна в летнюю ночь». Наконец – премьера. А вот я не слышал, чтобы он захотел посмотреть, чем там дети на сцене занимаются, что был на спектакле и сказал потом: зря я волновался, ничего там страшного не было, извините, товарищ режиссер. Как будто и не было никаких подозрений, в общем и в частности – оскорбительных.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Великобритания готова инвестировать в экономику Киргизии

Великобритания готова инвестировать в экономику Киргизии

Виктория Панфилова

Лондон укрепляет позиции в Центральной Азии

0
1137
Знание свидетеля событий

Знание свидетеля событий

Ольга Камарго

Андрей Щербак-Жуков

95 лет со дня рождения историка Натана Эйдельмана

0
1146
Пять книг недели

Пять книг недели

0
618
В берете и с усиками сто лет тому назад

В берете и с усиками сто лет тому назад

Кирилл Плетнер

Пригородный блюз то ли о старом бронтозавре, то ли о подлеце в самом соку

0
908

Другие новости