Центральным политическим событием недели стал скандал по поводу смерти задержанного в одном из казанских ОВД. В этой истории показательно все: и рутинность самого преступления, и объяснения преступников, и реакция власти. Милиция Татарстана отделалась легким испугом. Там уже строят планы на евроремонт отделений полиции с возведением стеклянных перегородок и развешиванием камер слежения. То есть дело, оказывается, в неправильном дизайне помещений и отсутствии должного финансирования. Затевается еще одна реформа МВД с новой переаттестацией, а значит, с новыми расходами. И, похоже, со старыми результатами. Поскольку, как и раньше, ведомство само себя будет реформировать. Может, даже и форму новую опять придумают. И зарплату еще разок прибавят служивым. В расчете на то, что богатый полицейский будет реже насиловать задержанных бутылкой из-под шампанского, чем бедный.
На прошедшей неделе Европарламент официально признал президентские выборы в России несвободными и несправедливыми. И речь идет не столько о фальсификации результатов кампании, сколько о ее ходе. По мнению западных наблюдателей, участники гонки не пользовались равными правами. Отсутствовали дебаты, а закон о выборах президента ставил в заведомо проигрышные условия конкурентов главного кандидата на президентский пост.
Между тем думские партии протестовать не собираются. Громкие заявления коммунистов, например, повисли в воздухе – они не только отказались отстаивать свою правду в судах, но и митинг в субботу решили не проводить. А ведь Геннадий Зюганов после выборов даже отказался идти к президенту – поздравлять. Почти взбунтовался. Почти.
Сегодня бывшие конкуренты Владимира Путина, похоже, выстроились в очередь за бонусами и наградами за примерное поведение. Каждая партия составляет списки собственных кандидатов на правительственные посты, словно Путин им чем-то обязан. Вот поговаривают, что Сергей Миронов станет министром. И Михаил Прохоров, похоже, не прочь составить компанию будущему премьеру Дмитрию Медведеву.
Застой в думских политструктурах приводит к междуусобной борьбе партийцев. Миронов, так и не простивший Геннадию Гудкову его доверительных разговоров с Владимиром Рыжковым относительно политического будущего лидера эсэров, публично осудил соратника за участие в протестных акциях. Но Гудков упорствует в ереси, от боевых планов не отказывается, посещает не только митинги несистемной оппозиции, но и отдельно взятые пикеты. Прикрывая протестные акции форматом «встреч депутата с избирателями». Одно из двух. Либо Гудков добивается лидерства в партии после вероятного ухода Миронова – в правительство? – либо напрашивается на изгнание, чтобы притулиться к более сильному противнику.
Между тем политическая реформа, похоже, не задержится. Инициативы Дмитрия Медведева по части партстроительства и губернаторских выборов уже в апреле, как было объявлено на прошедшей неделе, будут приняты Госдумой сразу в трех чтениях. Если это произойдет, в стране возникнет диссонанс: правила, по которым избраны были президент и парламент, отправятся в тираж. Возникнет новая реальность, требующая установления политического равновесия. Беда в том, что установлено оно может быть по меньшей мере только через объявление досрочных выборов в парламент – в соответствии с новым законом. И с участием гораздо большего числа игроков, чем в декабре прошлого года.