Неделя получилась громкой. Возможно, власти надеялись, что предсказуемость финала президентской гонки поубавит накал страстей. Не случилось. Напротив: обстановка накалялась, оппозиция готовилась к митингам протеста. Уверенная, что фальсификаций будет еще больше, чем в парламентской кампании. Косвенные признаки нарушений появились загодя. Возник дефицит открепительных удостоверений, и люди жаловались, что им приходится обивать пороги избиркомов в поисках заветного документа и звонить по неотвечающим телефонным номерам.
Стала модной однодневная профессия наблюдателя: в партийные ячейки потянулся народ, далекий от политики, но огорченный информацией о подтасовках на парламентских выборах. В политструктурах охотно выдавали направления.
Впрочем, людей мало волновало, кто за кем. Гражданам нужен был реальный выбор, с реальной конкурентной борьбой. Но кампания казалась игрушечной. На дебаты все время выходили доверенные лица, а если и появлялись лидеры политструктур, то вся их агитация, тщательно выверенная, напоминала больше бесконечную репетицию оркестра, играющего один и тот же бравурный марш. Потому что ни один из конкурентов кандидата Владимира Путина до конца гонки так и не объяснил электорату, чем плоха программа конкурента, изложенная в его понедельничных статьях.
Премьер до последнего дня работал на победу – в первом туре. Последнюю статью он написал о международном положении, но решала она проблемы внутриполитические: в заключительной игре премьерской кампании ставка была сделана на патриотические чувства россиян. На втором плане гонки все это время не исчезал вице-премьер Дмитрий Рогозин, проводивший совещания по ВПК и созданию Добровольческого движения в поддержку армии.
Таким образом, он мягко изменил формат Конгресса русских общин – и действительно, многих ли россиян сегодня волнует положение соотечественников за рубежом? А вот у нового движения кое-какая перспектива есть. Особенно если оправдается прогноз некоторых экспертов относительно отделения от «Единой России» Общероссийского народного фронта. И хотя пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков на прошедшей неделе публично эту версию опроверг, она пока остается актуальной.
В среду кандидат Владимир Путин собрал в Манеже экспертов, журналистов и представителей художественной интеллигенции, чтобы уже лично объяснить им свою программу. В ответ звучали комплименты и просьбы. Некоторые вопросы показали, что не все распоряжения Путина, звучавшие на аналогичных мероприятиях, выполняются. Старые проблемы снова требовали решения┘ Таково свойство вертикали: в отсутствие институтов можно уповать лишь на первое лицо, до которого достучаться можно только пару раз в год, вот на такой встрече.
Тем временем в Госдуме обсуждались президентские законопроекты – поправки в законы о партиях и выборах губернаторов. Первый пакет вызвал резкое неприятие так называемой системной оппозиции. Естественным образом опасающейся появления на политической арене множества мелких структур, оттягивающих у них часть электората. Серьезную опасность для партийных «гигантов» новички пока представлять не будут. Если, конечно, правка законодательства не продолжится. Например, в сторону разрешения создавать предвыборные блоки и коалиции.
Суббота прошла в большой предвыборной суете. А воскресное утро началось с забавного эпизода, который правоохранительные органы назвали провокацией. На участке, где проголосовал Владимир Путин, появились три девушки – представители украинского движения FEMEN, традиционно разделись и были волоком удалены с территории режимного объекта. По дороге они выкрикивали разные неприятные вещи в адрес главного кандидата.