Среди потерь недели – режиссер Сергей Колосов и художник Иосиф Сумбаташвили, вышло так, что оба раза удар пришелся по Театру Армии, где много лет – с 1947 года – служит народная артистка СССР Людмила Касаткина, жена Сергея Колосова. Он прославился как режиссер многих лучших советских многосерийных телефильмов, она снималась у него, сыграла главные роли в «Операции «Трест», а кроме того – в «Укрощении строптивой», в «Матери Марии», в «Помни имя свое»... В бенефис Касаткиной он поставил в Театре Армии знаменитую пьесу «Странная миссис Сэвидж», но, к сожалению, в последние месяцы спектакль не шел – Касаткина на сцену не выходила. Колосов умер в субботу на 91-м году жизни, в субботу же на 97-м году скончался и главный художник Театра Армии Иосиф Сумбаташвили. В Театре Армии, тогда – Советской армии, Сумбаташвили работал с 1962 года, среди многих его работ – оформление легендарного спектакля «Смерть Иоанна Грозного», открывшего миру какие-то новые возможности художественного языка, и нового режиссера – Леонида Хейфеца. Много лет спустя с Хейфецем они выпустили еще один спектакль, ставший событием, – «Павел I» по пьесе Мережковского, где заглавную роль сыграл Олег Борисов. Пустая – почти пустая огромная сцена, разрезанная белой полупрозрачной занавесью, – холодное пространство страны, запуганной любящим порядок царем...
Среди событий недели – замечание, брошенное «на ходу» президентом Медведевым. Агентство Интерфакс цитирует его: Министерство культуры должен возглавить человек, который будет и романтиком, и очень деятельным; по мнению главы государства, в последнее время Минкульту очень не везло на руководителей и управленцев. Отрасль, за которую ответственно ведомство, президент назвал многострадальной, а ситуацию с управлением в ней печальной.
Очень странное заявление, имея в виду, что требуемым позициям полностью соответствует нынешний министр Александр Авдеев. Он и романтик, и деятельный, даже очень. А разве Швыдкой не был деятельным, а – если взять в расчет – что через две недели Михаил Ефимович открывает в Москве Театр мюзикла, – разве он не романтик?!
В четверг прошло первое заседание суда, где рассматривалось уже по существу дело директора Театра кукол имени Образцова Андрея Лучина. И... дело, по которому Лучин год и два месяца провел в СИЗО, на первом же заседании начало разваливаться! Три человека, сотрудники театра, один за другим, подтверждая судье свое понимание ответственности за ложные показания, признались, что прежние показания против директора давали, поскольку заведовавшая мастерскими театра и главный свидетель обвинения обещала им, если они будут свидетельствовать против Лучина, вернуть деньги, которая была должна. Деньги, кстати, большие. Те дали показания, деньги она не вернула. И Минкульт в очередной раз отказался признать себя потерпевшим – нет оснований считать деньги похищенными, поскольку независимая экспертиза убеждает в том, что деньги все были потрачены на кукол и декорации.
На прошедшей неделе появился список доверенных лиц кандидата в президенты России Владимира Путина, в нем – больше 500 человек, среди них – мастера культуры. Калягин, Табаков, братья Запашные, Эдгард и Аскольд, отец и сын Коганы, Павел и Дмитрий, пианистка Мечетина, директор Цирка на Вернадского Костюк, Хазанов, Мацуев, Гергиев, Темирканов, Гуськов, Левенбук... В среду вечером в Facebook появилась запись Маши Гессен: «Для протокола. Несколько месяцев назад Театр Наций обратился ко мне с предложением поставить спектакль по моей книге «Совершенная строгость». Я с радостью согласилась. Так вот. Я больше не соглашаюсь. Не потому, что не хочу, чтобы был поставлен спектакль, а из соображений гигиены. Если Евгений Миронов снимается в агитационном ролике для Путина, значит, мы не будем сотрудничать». Тут же многие бросились осуждать актера. Такое бодрое осуждение выглядит странным. Актер... остается актером, а Путина Евгений Миронов публично поддерживал и прежде, в октябре, например, когда шел концерт по случаю открытия Театра Наций. Что же тогда-то было не принять это судьбоносное гигиеническое решение?
В прошедший понедельник, увы, почти незамеченным прошел юбилей – 90-летие Александра Петровича Свободина, театрального критика, хотя одна из его пьес – «Народовольцы» – вошла в свое время в революционную трилогию «Современника», по другой – вышел замечательный фильм «Нас венчали не в церкви», примерно о тех же годах русской истории. Он был выдающимся критиком, его статьи о спектаклях позволяли вообразить все, что происходило на сцене, до мелочей, – я до сих пор помню его статью о «Господах Головлевых» Льва Додина во МХАТе. Он еще был из тех, кто, оставаясь принципиальным в критике, мог быть и другом театра, ефремовского «Современника», товстоноговского БДТ... Он был мыслителем театра, которых так недостает сегодня. Впрочем, не только в театре.