Неделя сконцентрировалась на двух событиях, между собой тесно связанных, хоть и косвенным образом. Одно из них было предсказуемым. Второе – неожиданным.
Предварительно широко анонсированный – вплоть до финансовых расходов – митинг на проспекте Сахарова в Москве сопровождался внушительными выступлениями в регионах. В Новосибирске, к примеру, на площадь вышли 2 тыс. человек. Где-то митинговали несколько сот человек, где-то – несколько десятков. Однако у всех этих выступлений была одна общая черта – отсутствие четкой партийно-политической ориентации и наличие, напротив, сильной исключительно гражданской составляющей. Как и 10 декабря на Болотной площади, люди вступились за собственное достоинство, оскорбленное несправедливым подсчетом результатов парламентской кампании и предрешенностью следующей, президентской.
Порыв массового сопротивления попытались оседлать политические партии – без особого успеха. Не удалось повести за собой рассерженных граждан и отдельным общественным деятелям. Зато услышали людей на Болотной площади в Кремле и в Белом доме. Сначала премьер Владимир Путин на прямой линии заявил, что не против выборов губернаторов, – правда, упомянул он тут же о некоем президентском фильтре, через который пропустят партийных выдвиженцев.
Но вот президент Дмитрий Медведев в четверг, накануне митинга на проспекте Сахарова, в своем Послании Федеральному собранию предложил целый пакет реформ. Некоторые из них выглядели вполне революционными. Скептики заговорили было о нескором их воплощении, однако уже на следующий день, в субботу, соответствующие законопроекты отправились на Охотный Ряд.
Теперь предстоит разобраться, насколько полно отвечают озвученные Медведевым инициативы ожиданиям общества, обнадеженного главой государства. Несомненно одно – будущий президент, которым станет, очевидно, Владимир Путин, уже не сможет повернуть реформы назад.
Демократический демарш Медведева имеет, однако, несколько суровых ограничителей.
Во-первых, новое правило регистрации политических партий при наличии в ней всего 500 членов начнет действовать только с января 2013 года. Между тем в стране есть структуры, готовые хоть сегодня предложить гражданам более щедрый выбор, нежели тот, что обозначен в списках на сайтах Минюста и Центризбиркома. На этот счет в субботу последовали несколько туманные комментарии пресс-секретарей президента и премьера Натальи Тимаковой и Дмитрия Пескова. Вроде бы малым партиям изменят правила регистрации, не дожидаясь истечения годичного срока. Во всяком случае, вчера утром законопроект Медведева на эту тему так и не открылся на сайте Государственной Думы – похоже, из-за новогоднего компьютерного сбоя.
Во-вторых, непонятна пока процедура утверждения на губернаторских выборах претендентов от партий оппозиции. Если в законе Медведева окажется структура, обозначенная Путиным как президентский фильтр, то инициатива сильно пострадает при осуществлении.
В-третьих, в случае реализации реформ главы государства есть потенциальная опасность усиления структур националистического типа. С другой стороны, малочисленность и отсутствие влияния последних на общество может обозначиться вполне ясно, и налет романтического противостояния с властью эти группы могут потерять окончательно.
Между тем аппетиты гражданского общества за последние две недели существенно выросли. Предваряя митинг на проспекте Сахарова, президентский Совет по правам человека в ночь на субботу принял резолюцию с призывом к главе Центризбиркома Владимиру Чурову уйти в отставку. На митинге, напомним, граждане потребовали объявить новые выборы в Государственную Думу.