Похоже, власти по-прежнему находятся в поиске. Они пока явно не определились, что можно противопоставить беззлобной, но решительной толпе, собравшейся 10 декабря на Болотной площади. Прямая линия премьера Владимира Путина дала два ответа – противоположного характера. Словно говорили два разных человека. Или один, но томимый противоречиями и душевными муками.
С одной стороны – насмешка над митингующими, ленточки, вызывающие малоприличные ассоциации в духе казарменных шуток, очень несмешных. Упоминание о бандерлогах – с явным удовольствием. Намек на проплаченность мероприятия, тоже с шуточками. Словно действительно можно заплатить 80-тысячной толпе.
С другой стороны – удивительное в устах премьера, фаната стабильности, признание необходимости политической реформы. Пусть торопливое, непоследовательное, с оглядкой на «президентский фильтр». Однако предложены были не только выборы губернаторов. Допущены будут к голосованию кандидатуры партий – победительниц местных кампаний. Можно допустить, что будут их выбраковывать в Кремле нещадно. Хотя это трудно уже технически. И потому многочисленные претенденты будет проходить не президентский, а единороссовский чиновничий фильтр. Но слово сказано.
Впрочем, посмотрим, каким будет реальный законопроект. И как поведет себя новая Дума. Следует ли преувеличивать наступившие перемены, так вдохновившие охотнорядную оппозицию? Спикером нижней палаты станет бывший глава президентской администрации Сергей Нарышкин. Самой заметной инициативой которого на прежнем посту стало создание комиссии по борьбе с фальсификаторами истории. Вопрос: можно ли ждать от него превращения Думы в место для дискуссий?
С уходом Нарышкина в Кремле, кажется, восстановлено равновесие. Заместитель Нарышкина Владислав Сурков исполняет обязанности руководителя, что больше соответствует характеру его деятельности все эти годы.
На прямой линии Путина либерально настроенную общественность почему-то больше всего вдохновили не обещания насчет губернаторских выборов, а посулы Путина в отношении помилования Михаила Ходорковского. Напомним, премьер, предложивший экс-главе ЮКОСа написать прошение, вряд ли на него всерьез рассчитывал. В этой второй истории гораздо меньше реальности, чем в первой.
Удивил в субботу президент Дмитрий Медведев. На субботней встрече с единороссами он тоже заговорил о плохой системе, которая совсем недавно была хорошей. Но тут же заметил, что меняется она не из-за «каких-то митингов». А что же тогда было для него толчком для признания?
Впрочем, другие сентенции президента тоже выглядят сильно запоздавшими. Вот заявил он, что «руководство и лидеры «Единой России», лидеры списков партии на выборах должны быть ее членами». Как это понять: камешек в огород Путина? Или в свой – как сожаление, что вот была такая возможность, после 24 сентября, но «тогда было рано, а завтра будет поздно»? Не успели политологи приступить к выстраиванию конспирологических версий самого решительного толка, как пресс-секретарь главы государства Наталья Тимакова объявила: пока Медведев президент, он останется беспартийным.
Среди претендентов на кресло главы государства на прошедшей неделе появился вернувшийся в политику миллиардер Михаил Прохоров – он был в воскресенье зарегистрирован Центризбиркомом и приступил к сбору подписей. Напомним, объявил он о своем решении еще 12 декабря – сразу же после того, как бывший министр финансов Алексей Кудрин сообщил, что готов поучаствовать в создании нового правого политического проекта.
Таким образом, сегодня в кандидатской когорте кого только нет. Электорату и Западу предъявлен самый широкий ассортимент. В этой ситуации Путин победит не только с 42-процентным, но и 30-процентным рейтингом.
Завершилась неделя яблочным митингом. Партия вывела на Болотную площадь уже не 80, а всего лишь 2 тыс. человек. Это и есть цена популярности российских политических партий, работающих сегодня на отливной волне гражданских инициатив. То есть – не только тандем запаздывает.