Сквозным сюжетом минувшей недели стали публичные выступления президента России Дмитрия Медведева, так или иначе посвященные армии и оборонной промышленности. Главным, конечно, стало телеобращение к российскому народу по поводу намерений США разместить по границам России свои системы противоракетной обороны и о контрмерах российского руководства, направленных на обеспечение безопасности и обороноспособности страны, защиты от возможного ущерба ее ядерным средствам стратегического сдерживания. Меры противодействия нашим руководителем обещаны жесткие. Не будем на них останавливаться. Эта тема была подробно проанализирована в «НГ» от 24.11.11 («Гонка вооружений для бедных»), и, думаю, повторяться нет смысла. Только на одну деталь хочется обратить внимание – на Западе слова и угрозы нашего Верховного главнокомандующего восприняли довольно спокойно, хотя и с сожалением. Об этом говорил генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен. И планов своих, как пообещали, менять не будут.
Еще одно грозное обещание прозвучало из уст Дмитрия Медведева на прошлой неделе. Тоже в телевизионном формате, но уже на встрече с представителями СМИ Центрального федерального округа. И в адрес своих военных и оборонщиков. Президент пригрозил увольнениями для сотрудников Министерства обороны и оборонных предприятий, если в 2012 году они вновь затянут формирование гособоронзаказа. Он призвал к жесткости и в другой сфере высоких технологий, сказав, что за космические аварии можно привлекать к ответственности вплоть до уголовной, если есть явная провинность. «Если хоть что-то в этом смысле в следующем году будет походить на этот год, придется увольнять и увольнять пачками людей с одной и другой стороны (Минобороны и предприятия)». Глава государства пояснил, что уволены будут те, кто «отвечает за гособоронзаказ». А поскольку отвечающих за эту сферу у нас столько, что концов не найти, кто и за что реально несет ответственность, то под жесткий карающий меч, как это было и весной этого года, попадут по традиции непричастные и невиновные. Жаль только, ситуацию в оборонной промышленности это вряд ли в одночасье поправит.
Но кроме жестких заявлений в адрес США и тех, кто срывает гособоронзаказ, президент сделал на этой неделе и доброе дело. Например, пообещал российским женщинам, что их сыновей не будут поголовно, всех подряд призывать в армию. Звучит оно тоже не в первый раз, но материнским ушам всегда приятно. «Мы, по сути, приняли политическое решение о том, чтобы в спокойном режиме продвигаться в сторону профессиональной армии, – сказал он на встрече с участницами Форума женщин. – При этом мы сохраним комплектование и за счет призыва, и за счет набора контрактников. Но эта пропорция, думаю, через пять–семь лет, это не большой секрет, она должна быть, может быть, 10% – к 90 или 20% – к 80, что будет означать, что призыв останется, но служить пойдут только те, кто считает для себя это исключительно важным и необходимым. Все остальное будут делать люди, принятые по контракту, это гораздо эффективнее».
На сегодняшний день, напомним, в армии и на флоте 180 тыс. контрактников. 220 тыс. офицеров, нынешней осенью призваны в войска 135 850 новобранцев, весной – 218 720. И если сложить эти цифры, то окажется, что наша армия насчитывает 754 570 человек. Плюс 50–70 тыс. тех, кто обучается в высших учебных заведениях. А генералы утверждают, что Вооруженные силы равны миллиону и к 2017 году в строю будут 425 тыс. контрактников. По заявлению президента получается, что через пять–семь лет призывать потребуется 100–200 тыс. ежегодно. Дай бог, чтобы не благодушные обещания главы государства, а реальная демографическая ситуация в стране, усилия властей предержащих по дальнейшему стимулированию рождаемости смогли обеспечить этот процесс. А то будет совсем грустно. Не за армию, за страну, если у нее не будет столько молодых и образованных людей, чтобы она смогла успешно развиваться.