Избирательная кампания поменяла полюс. Привязка парламентской кампании к президентской становится все более прочной. У избирателей мельтешит в глазах, они не успевают следить за маневрами властей. Те, кто регулярно смотрит телевизор, думают, что они сошли с ума: Дмитрий Медведев осуществляет руководство партией, лидером которой россияне привыкли считать Владимира Путина. И партбоссы смотрят на нового своего начальника с той же преданностью и любовью в глазах. А Владимир Путин проводит инвестиционный форум под названием «Россия зовет», название которого звучит как явный парафраз заголовка известной медведевской статьи.
В конце недели появились новости на фронте президентской избирательной кампании. Помощник главы государства Аркадий Дворкович в интервью Ларри Кингу сообщил, что не прочь поработать в правительстве Медведева. Он надеется, что президент предложит ему «работу с ним в правительстве». «Весьма вероятно», заметил Дворкович, что он примет это предложение. То есть помощник президента строит планы на будущее, говоря о результатах всенародного голосования как о деле решенном.
Кроме того, Дворкович дал понять, что Медведев может вернуться на президентский пост. И заявление подобного рода трудно считать случайностью. Складывается впечатление, будто власти делают все возможное, чтобы нынешний глава государства не выглядел «хромой уткой».
Премьер наблюдает со стороны за партийно-руководящим стилем соратника по тандему. И, похоже, отдыхает от «Единой России». Медведев успешно его заменяет. Общаясь с подопечной партией так, словно всегда ею руководил. Гладит по головке, журит, предостерегает от «забронзовелости», ставит текущие задачи и определяет стратегические цели.
Стиль Медведева оказался удивительно похожим на старый советский. Грустный сюжет на эту тему показали в субботу. Вот президент стучится в двери к простой россиянке. Она изображает внезапное счастье. Президент отмечает улучшение положения трудящихся. А потом камера-предательница показывает подвал этого дома. И слесарь со смазанным пятном на месте лица – он как бы опасается говорить правду – объясняет, что отремонтирован был один подъезд, а соседний разваливается┘ Передача была вроде про ЖКХ, а получилась – про показуху.
Сложившаяся предопределенность дурно сказывается на отношении граждан к выборам. Радикальная оппозиция изобретает все новые способы выражения протеста. Один из ее лидеров написал в Центризбирком официальное заявление, потребовав лишить его избирательных прав. Оппозиционеру отказали – мол, нет такой статьи в законе. Тем самым гражданина официально лишили права на свободу волеизъявления – если понимать этот термин не в привычном смысле, а в более широком. В этом смысле исключение из списков на голосование «по собственному желанию» – всего лишь демонстрация неверия людей в чистоту процедуры. Вполне мирная, и поэтому непонятно, почему государство отказывается дать ей право на существование. Ведь протест может оказаться и совсем не мирным.
В субботу на Манежной площади собрались националисты, захватив с собой файеры, травматическое оружие и железную арматуру. Около 100 человек были задержаны полицией. Из официальных сообщений следует, что полиция предотвратила опасную акцию. И действительно, некоторых задерживали у выхода из метро. Но не всех. Настораживает в этой истории то обстоятельство, что правоохранительные органы ничего не сообщают о количестве участников акции. Представители последних в блогах заявляют, что на Манежной собралось около полутора тысяч человек. Полиция эти цифры не опровергает, но и своих не приводит.