1 октября в России началась осенняя призывная кампания. Началась с сенсации, которая, по большому счету, сенсацией не является. А суть ее в том, что в конце нынешнего года в армию и на флот под ружье поставят не 250–300 тысяч молодых людей, как грозились еще весной генералы, а только 135 850, что на 82 870 человек меньше, чем в апреле–июле. Впрочем, известие о столь большом сокращении призывного ресурса новостью назвать можно с большой натяжкой. О демографических проблемах, которые мешают ставить в строй необходимое количество физически и психологически здоровых юношей, не говорил в нашей стране только ленивый. Как и о неснижающейся цифре различной степени уклонистов – их не становится меньше 200 тысяч. Да и правительство и Минобороны пока сделали слишком мало того, что необходимо, чтобы служба в армии стала привлекательной для молодежи. Как для срочников, так и для контрактников. Впрочем, эти умозаключения тоже довольно избиты.
Не стал новостью и тот факт, что военные до сих пор так и не сумели заключить контракты на этот год с Объединенной судостроительной корпорацией по поставкам на флот двух подводных стратегических ракетных крейсеров проекта 955 класс «Борей» «Юрий Долгорукий» (бортовой номер К-535) и «Александр Невский» (К-550), а также многоцелевого атомного подводного крейсера проекта 885 класс «Ясень» с бортовым номером К-329 «Северодвинск».
Проблема известная, о ней «НГ» писала еще в номере от 2 сентября этого года, Минобороны и предприятия оборонной промышленности, несмотря даже на требования президента и премьера, которые не раз устанавливали контрагентам предельные сроки для достижения договоренности, никак не могут согласовать цену на столь необходимую стране и флоту продукцию. Заводы утверждают, что они не могут работать себе в убыток при том, что их расходы на электроэнергию, газ, тепло, материалы и комплектующие для изготовления конечного изделия в несколько раз обгоняют официально озвученную инфляцию и установленные Минэкономразвития дефляторы.
А военные подозревают, что промышленники включают в цену на свою продукцию не только реальные затраты на «железо», но и непрофильные расходы. Например, содержание заводских детских садов и поликлиник, за что армия платить не собирается. Потому что она эту «продукцию» никому не заказывала и благотворительностью заниматься не собирается. У нее есть четко сверстанный бюджет, и от него она не может сделать шаг ни вправо, ни влево. Добавим от себя, что анализ реальных затрат на оборонную продукцию требует колоссального труда и уйму времени, так как в стране до сих пор не установлены четкие рыночные тарифы на те или иные изделия. Нет преференций и льгот предприятиям, которые заняты выпуском продукции по гособоронзаказу, и потому конфликт между армией и оборонкой пока представляется неразрешимым. И это уже давно не сенсация.
Не сенсация и то, что армия отказалась от закупок автоматов Калашникова АК-74, это взорвало на прошлой неделе Интернет. Как и сообщение о том, что Минобороны списывает «на иголки» самые большие в мире атомные подводные лодки проекта 941 «Акула» («Тайфун» по западной классификации), а также не станет больше использовать береты. Две последние новости Минобороны уже опровергло, сообщив, может быть в пику «беретной» версии, что армия закупила в нынешнем году их 300 тысяч.
А что касается автоматов Калашникова, то эта сенсация опоздала лет на пятнадцать. Производство АК-74 на Ижевском механическом заводе прекратилось еще в 1991 году, а закупка их военным ведомством где-то в 1995–1996-м. Причина простая, о ней на учениях «Центр-2011» говорил начальник Генерального штаба Вооруженных сил России – первый заместитель министра генерал армии Николай Макаров. «Мобилизационные запасы, которые есть в государстве, в том числе и по автомату, в десятки раз превышают потребности», – сказал он. И добавил: «Мы сначала должны использовать то оружие, которое есть в запасе, а то новое, которое сейчас разрабатывается, уже должно идти на мобилизационную составляющую, в том числе потом на вооружение армии».
Хочу успокоить читателей, в России есть автоматы лучше Калашникова. Это ижевский АН-94 «Абакан» и ковровский АЕК-971. Но закупать их большими сериями экономически невыгодно. Непонятно, что делать с «калашами».