Почетный гость Конкурса имени Чайковского Ван Клиберн в окружении московских слушателей.
Фото Григория Моисеева
На этой неделе Москву залихорадило от нового скандала – Юрий Любимов вконец рассорился с собственной труппой. Враждующие стороны дали пресс-конференции. Первая сторона малочисленна – это Юрий Петрович, его жена Каталин (она же – замдиректора театра, то есть самого Любимова) да начальник отдела кадров. По другую сторону – труппа. Конечно, степень талантливости Любимова и размер его вклада в отечественную культуру не обсуждаются. Это останется навсегда. Будем надеяться, что забудется, КАК он ушел: мелко, суетливо, озлобленно, ненавидя актеров, оставив их по ту сторону баррикад. Не будем гадать, кто эти баррикады воздвиг, – обычно в этом участвуют обе стороны. Но жаль – до слез, – что точка в истории театра получилась похожей на жирную кляксу. Целая эпоха захлопнулась с грохотом, с бранью, прищемив воспоминания тысяч и тысяч людей, тех, кто мог дышать в те затхлые времена во многом благодаря Таганке.
Жюри XIV Международного конкурса имени Чайковского на удивление объективно распределило места среди финалистов. У пианистов победил Даниил Трифонов (он же получил Гран-при конкурса и приз зрительских симпатий), у виолончелистов – Нарек Ахназарян, у певцов – сопрано Сун Янг Сео и бас Чжонмин Парк из Южной Кореи. А вот у скрипачей первую премию не присудили, зато вторую поделили петербуржец Сергей Догадин и Итамар Зорман из Израиля. Обращает на себя внимание количество корейских музыкантов в третьем туре – четверть (!) всех финалистов. Об успехе азиатских музыкантов уже можно говорить как о феномене. Еще 10 лет назад они брали исключительно техничной игрой (и дальше второго тура часто не проходили), сегодня они соревнуются на абсолютно равных музыкантских позициях с лидерами.
Критики, как ни пытались учредить свой приз, разрешения не получили. На пресс-конференции председатель оргкомитета конкурса Валерий Гергиев заметил, что не видит необходимости в мнении, оспаривающем решение жюри, куда входят представители музыкальной элиты. Критики провели неофициальное голосование, в результате которого победил пианист Александр Лубянцев. На той же пресс-конференции Валерий Гергиев высказался в духе наших политических лидеров. Он долго уходил от прямого ответа на вопрос журналистов о том, вернется следующий конкурс в Москву или останется в двух городах. «Это решать не вам и не мне», – наконец ответил Гергиев (интересно, а кому же?). И дальше что-то вроде: «И не надо колошматить друг друга» (вспоминаются уже хрестоматийные про бизнес и про сортир). Любопытно: найдутся ли аргументы у мифических персонажей, кому решать дальнейшую судьбу конкурса, в пользу Москвы? Кажется, это вопрос риторический.
В минувшие выходные завершился 33-й Московский международный кинофестиваль. Никита Михалков утверждает, будто аудитория фестиваля в этом году увеличилась на 20%. Однако, наблюдая за зрителями на показах в «Октябре», не отделаешься от ощущения, что тут сплошь и рядом люди с аккредитацией, а зрителей, которые готовы заплатить за входной билет, стало гораздо меньше. При всей внешней помпезности фестиваля за закрытыми дверьми кинозала обнаруживается много печальных деталей: пропадают русские субтитры, в течение сеанса механики не могут настроить фокус и т.д.
А в пятницу на первый съезд собрался Киносоюз – чтобы заявить о своей позиции, о своем месте в кинопроцессе. Оказалось, что позиций – много, но сформулировать точно – невозможно. Место в кинопроцессе – заметно, а обозначить его не получается. Выбрали нового председателя Киносоюза – кинорежиссера Андрея Прошкина.