Долгосрочные последствия удара по атомной энергетике Японии, который стихия нанесла в прошлую пятницу, пока трудно оценить. «Японский Чернобыль» может вернуть негативное отношение общества к атомной энергетике и затормозить строительство новых атомных электростанций, на который так рассчитывали российские энергетики. По крайней мере, экспортных контрактов нашим предприятиям «японский Чернобыль» не прибавит. А дополнительные проблемы с пересмотром норм безопасности – вполне возможны.
На фоне катастрофы в Японии или нестабильности в странах Северной Африки отечественные экономические новости прошлой недели выглядят не столь масштабными. Внимание российских наблюдателей привлекали покупка Сбербанком инвестиционной компании «Тройка Диалог» почти за полтора миллиарда долларов (о которой стало известно в пятницу), а также попытка продажи шахты «Распадская» ее нынешними владельцами в лице Evraz Group и руководства предприятия (новость среды). Активно обсуждался на прошлой неделе и новый список миллиардеров журнала Forbes, который говорит о сомнительных успехах российской экономики. Крупнейшие состояния в России строятся по-прежнему в сырьевых отраслях, и признаков диверсификации или модернизации экономики новый список не зафиксировал. Рост цен на нефть и металлы ожидаемо увеличил численность отечественных миллиардеров. Теперь в списке Forbes числится 101 миллиардер из России, тогда как в прошлом году таковых было 62, а в 2009-м – 32 российские фамилии.
Гораздо меньший шум, чем список Forbes, вызвали заявления премьера Владимира Путина и президента Дмитрия Медведева о необходимости ручного управления тарифами в электроэнергетике. Между тем именно эти слова первых лиц можно считать важнейшими на прошлой неделе. Президент и премьер в один голос фактически признали, что переход к свободным ценам в электроэнергетике завершился неудачей. Не удалось создать и нормально работающую систему региональных тарифов. И чубайсовский рынок, и правительственная система региональных тарифов дают постоянные сбои. Из-за этого премьер вынужден в ручном режиме задавать предельный рост цен, заменяя собой все региональные энергетические комиссии, а также штат Федеральной службы по тарифам. В среду на встрече с министром энергетики Сергеем Шматко премьер заявил, что средний рост цен на электроэнергию в регионах должен быть не более 15%. «Нам нужно стремиться к 15% в подавляющем большинстве регионов. Ясно, что в некоторых случаях по объективным обстоятельствам эта планка может быть чуть выше, но она не должна скакать непомерно», – уточнил Путин. При этом Шматко заверил, что по регионам, в которых превышен рост тарифов на электроэнергию, будет проведен анализ. «Мы уже предложили комплекс мер по снижению цен, которые связаны, например, с развитием полностью либерализованного рынка электроэнергии. Основная проблема лежит в принятых на уровне регионов тарифных решениях, регулирующих транспорт электроэнергии в сетях распределительного комплекса», – пояснил министр.
А президент Медведев в пятницу вообще предложил «переосмыслить результаты реформы, с точки зрения потребителей, и внести соответствующие коррективы». По его данным, российские потребители платят за энергию гораздо больше, чем в Европе. Например, в Курской области – 15 евроцентов за киловатт/час, тогда как даже в Италии энергия стоит дешевле – 11–11,5 евроцента. А в Калуге благодаря региональному регулированию годовой прирост тарифов, по словам президента, составил около 50%. Похоже, что российская экономика стоит на пороге новой кардинальной реформы электроэнергетики – по крайней мере в сфере ценообразования.