Епископам РПЦ порекомендовали внимательнее прислушиваться к голосу простого духовенства.
Фото с сайта www.patriarchia.ru
В минувшую пятницу завершился Архиерейский Собор Русской православной церкви, заседания которого проходили два дня. Решения, которые принял Собор, готовились в ходе работы предшествующих коллегиальных органов церковного управления. 28–29 января прошли заседания Межсоборного присутствия, 31 января в патриаршей резиденции в Чистом переулке собрались члены Священного Синода РПЦ.
Так ко второй годовщине интронизации Патриарха Кирилла заработала задуманная им сразу после восшествия на престол административная реформа Церкви. Выстроена трехступенчатая система коллегиальной власти, которая, по мнению главы Московского Патриархата, призвана сделать более весомым голос рядового духовенства и православных мирян. «Думаю, что те, кто прошел через опыт двух дней пленарных заседаний Межсоборного присутствия, поняли, насколько важно взаимодействие иерархов с духовенством, с мирянами, насколько важна открытая, свободная и вместе с тем строго церковная дискуссия, – комментировал в эти дни работу нового органа церковного управления глава РПЦ. – Слава богу, что у нас укрепляются эти институты соборного служения – институты, посредством которых Патриарх, Синод, иерархи могут принимать более зрелые решения».
Заседания Межсоборного присутствия прошли впервые в истории РПЦ. Мало того, в своей речи на Архиерейском Соборе Патриарх заявил о намерении организовать на постоянной основе совещание глав синодальных отделов – Высший церковный совет при Патриархе и Синоде. Таким образом, внешне создается впечатление усиления совещательного начала в церковном администрировании. Для этого создана достаточно громоздкая многоступенчатая система принятия решений, упомянутая выше.
Как отмечалось в церковных СМИ, Межсоборное присутствие в лице ограниченного круга представителей православной общественности познакомило священноначалие Церкви с реакцией в приходах на инициативы Патриархии. Синод утвердил регламент и повестку дня Собора. За два дня заседаний Собора было рассмотрено огромное количество проблем и вопросов. Принят ряд важных документов. Поднимались темы от участия духовенства в выборах и «публичного богохульства» до «приличной» для православных женщин одежды и церковных наград. Буквально все основные моменты содержались в огромном докладе Патриарха, который он прочитал в первый день заседаний Собора. Если произвести подсчеты, то получается, что глава РПЦ произносил свою речь примерно в течение шести часов. Из протяженности заседаний Собора надо еще вычесть время на богослужения и перерывы для отдыха. Как следует из сообщений пресс-службы Патриархии, после речи Предстоятеля РПЦ епископы были «приглашены к обсуждению» доклада. Понятно, что в такой короткий срок не могло получиться дискуссий в духе Вселенских Соборов христианской Церкви или даже II Ватиканского Собора Католической церкви. Однако уже к завершению первого дня нынешнего Архиерейского Собора был принят важнейший документ «Практика заявлений и действий иерархов, духовенства, монашествующих и мирян во время предвыборных кампаний. Проблема выдвижения духовенством своих кандидатур на выборах» и еще два документа.
Нельзя не заметить, что усиление роли общественности, заявленное Патриархом, предполагается скорее на начальном уровне обсуждений тех или иных нововведений в жизни Церкви, а на завершающем этапе, когда выносится вердикт, – решение остается за главой РПЦ и узким кругом представителей клира и мирян. Мы не наблюдаем многодневных, не то что многомесячных дебатов в рамках Поместных Соборов, как это было в 1917–1918 годах. На тот исторический Собор Патриарх Кирилл неоднократно ссылался, проводя параллели со своими административными решениями. Правда, Собора 1917 года в Церкви ждали начиная с XVII века, а подготовка к нему шла два десятилетия...
Понятно, что у нынешней Церкви с ее все более ускоряющимся темпом жизни нет возможности быть столь же неторопливой. Современный аппарат администрирования, который выстраивает Патриарх Кирилл, скорее напоминает бюрократию синодальной системы XVIII–XIX веков, но с самостоятельным Патриархом во главе и формальной независимостью Церкви от государства.