Минувшая неделя в Вооруженных силах, как и все последние зимние месяцы, прошла под знаком интенсивной боевой учебы. Воздушно-десантные войска, точнее, 98-я ивановская гвардейская воздушно-десантная дивизия, провела в пятницу, 28 января, массовую выброску десанта. 600 голубых беретов совершили первые в этом году прыжки с трех транспортных самолетов Ил-76. Вместе с ними на площадку приземления были выброшены 35 видов вооружения и боевой техники, которые помогли потом воинам захватить и уничтожить несколько важных объектов в тылу условного противника.
Командование Южного военного округа отрапортовало о завершении одиночной подготовки военнослужащих, что, по словам офицеров, стало главным этапом в превращении новобранца в настоящего солдата. За первые месяцы учебы каждый призывник прошел базовый курс военной подготовки, включающий в себя теоретические основы тактики и действий на поле боя, изучил тактико-технические характеристики вверенного вооружения и военной техники, усвоил требования общевоинских уставов. Они также отработали нормативы по огневой, строевой и физической подготовке, радиационной, химической и биологической защите, преодолевали минно-взрывные заграждения и тренировались в оказании друг другу первой медицинской помощи в полевых условиях.
А в Центральном военном округе, сообщает Минобороны, начались командно-штабные тренировки с органами военного управления, объединениями и соединениями. В ходе их проверяются вопросы эффективности управления войсками с использованием новых систем автоматизации управленческой деятельности, совершенствования практических навыков должностных лиц при работе на новых цифровых средствах связи управления и автоматизации. Видимо, в связи с этим, как заявил заместитель председателя Общественного совета при Минобороны, глава Национальной ассоциации офицеров запаса (МЕГАПИР) Александр Каньшин, в российском Генштабе прорабатывается вопрос о возможности привлечения опытных генералов и офицеров, уволенных в запас, для проведения занятий по боевой подготовке с командным составом частей и подразделений.
Но не только о боевой учебе сообщали на прошлой неделе информационные агентства. Большой резонанс в СМИ, да и среди военных экспертов, вызвало появившееся на лентах сенсационное интервью генерального конструктора Московского института теплотехники Юрия Соломонова. О некоторых его высказываниях «НГ» уже писала в предыдущем номере газеты («Ядерные боеголовки на уровне фантастики»), но создатель «Тополя», «Ярса» и «Булавы» рассказал еще много чего интересного, о чем специалисты будут спорить не один день. В частности, о перспективе принятия на вооружение тяжелой ракеты вместо стареющих Р-36М2 и Р-36МУТТХ «Воевода» (SS-18 Satan по западной классификации). Соломонов считает эти разработки «нецелесообразными».
«Можно абсолютно четко констатировать, – говорит он, – что ни международно-правовых, ни военных, ни экономических, ни научно-технических, ни производственно-технологических предпосылок для создания подобного рода ракет на сегодняшний день не существует». По словам Соломонова, подобного рода ракеты не могут рассматриваться как стратегическое вооружение, применяемое в ответных действиях, в силу того, что живучесть шахтных пусковых установок, по оценкам центральных институтов Минобороны, недопустимо мала». Эти слова генконструктор МИТа говорил, кстати, и на брифинге в РИА Новости в декабре прошлого года. Ему на страницах печати резко возразил бывший начальник Главного штаба РВСН (1994–1997), генерал-полковник Виктор Есин. Он считает, что разработка Россией нового типа тяжелой МБР не войдет в противоречие с российско-американскими договоренностями по стратегическим наступательным вооружениям. А Государственная программа вооружения на 2011–2020 годы предусматривает в тактико-техническом задании на разработку новой тяжелой жидкостной МБР использование инновационных технологий. И нет оснований сомневаться, что та ракета будет относиться к новому поколению ракетно-ядерного оружия.
В этом противостоянии ракетчиков некоторые наблюдатели видят не только заботу об обеспечении обороноспособности страны и выполнении ею условий Пражского договора, но и дуэль на ракетах, как на мушкетах, за будущие госзаказы. Хорошо, что эти дуэли стали публичными.