Белоруссия на минувшей неделе с опережением графика назначила дату президентских выборов. Дедлайн этого события по местной Конституции – февраль будущего года, но Минск решил их провести в декабре нынешнего. И дело не в том, что власти задумали оставить оппозиции, и так пока не определившейся, как ей быть, меньше времени на подготовку, но в том, чтобы в новый год вступить с новой властью, дабы на сложной экономической ситуации еще не стало отражаться «безвластие». Насколько власть будет новой – вопрос открытый в достаточно условной степени.
В географически противоположном конце СНГ предвыборные страсти уже бурлят, зашкаливают и переливаются в соседние страны. Речь идет о бедной, саморазорившейся Киргизии. То обстоятельство, что казна пуста, а власти и политики по всему миру обивают пороги с протянутой рукой, не помешало лидеру партии «Ата мекен» Омурбеку Текебаеву «зафрахтовать» самолет и с его борта разбросать листовки над неспокойным югом республики. Рвение сагитировать за себя и, понятно, родную партию как можно больше людей оказалось столь велико, что границы Киргизии этого самого рвения в себя не вместили. Листовки с обещанием достойной жизни в обмен на голоса избирателей просыпались дождем на головы жителей соседнего Узбекистана, не особо избалованных демократическими кампаниями и проблем с выбором единственного достойного кандидата не испытывающих. Пока самые свободолюбивые из них радовались рождению новой политической фигуры с фамилией «Текебаев», официальный Ташкент выступил с нотой протеста, в которой обвинил Бишкек в нарушении воздушного пространства Узбекистана «неким Текебаевым», а заодно, вероятно, при этом разочаровав своих «демократически продвинутых сограждан», призвал киргизские власти проводить предвыборные кампании исключительно на территории Киргизии, не беспокоя соседей.
Уж если речь зашла о соседях, нельзя обойти вниманием отношения Турции и Армении, пытающихся наладить контакты. В воскресенье в отреставрированной турецкими властями армянской церкви Святого Креста на острове Ахтамар на озере Ван впервые за последние 100 лет состоялась литургия. С разрешения турецких властей служение в этом храме, признанном архитектурным шедевром раннего Средневековья, будет отныне проходить раз в год. Воскресное мероприятие, по замыслам Анкары, должно было явить миру человеколюбие Турции, но получилось не очень. Паломников и туристов как из самой Армении, так и армянских диаспор со всего света набралось под тысячу, тогда как администрация города Ван ожидала наплыва в несколько десятков тысяч. Еще пару месяцев назад такие ожидания были вполне оправданными. Все изменилось, когда выяснилось, что креста на куполе отреставрированного храма не будет.
Это какая-то мутная история: привести в порядок церковь и не успеть установить крест. Турецкие власти обещали воздвигнуть его после литургии. Армяне не поверили. Потом кто-то из турецких высокопоставленных лиц проговорился, что церковный купол отреставрирован таким образом, что крест установить невозможно – дескать, надо ломать и строить по-новой. Потом Анкара предложила установить временный деревянный крест, лишь бы литургия не сорвалась. Армяне не согласились. В конце концов турецкая сторона привезла на остров 200-килограммовый металлический крест, но постановила его рядом с церковью. Местные ванские бизнесмены предложили скинуться и оплатить работы по устранению «пробела», но дальше слов дело не пошло: то ли действительно технически невозможно, то ли порыв предпринимателей наткнулся на нечто более труднопреодолимое, чем инженерные сложности.
В итоге от поездки к святыне отказались власти и политический истеблишмент Армении, Первопрестольный Святой Эчмиадзин, а чуть позднее два других армянских религиозных центра – Католикосат Великого Дома Киликийского и Иерусалимский патриархат Армянской апостольской церкви (ААЦ). Далеко не благоприятным образом на происходящем отразился инцидент с армянскими журналистами в стамбульском аэропорту за 2–3 дня до мероприятия в Ване. Прибывшую на конференцию по вопросам СМИ делегацию турецкие пограничные службы без объяснения причин продержали несколько часов, угрожая депортацией. Как сообщил частый комментатор и автор «НГ», руководитель делегации Борис Навасардян, причина так и осталась непонятной, и можно лишь догадываться, что поведение турецкой стороны может быть связано с «моим нежеланием присутствовать на литургии в церкви Святого Креста». «Инцидент разрешился после вмешательства непосредственно принимающей стороны... На какое-то время возглавляемый мной Ереванский пресс-клуб воздержится от организации и участия в мероприятиях в Турции», – заявил Навасардян. Другой знакомый, получивший приглашение на поездку в Ван, не поехал туда по личным причинам, сказав мне: «Моих предков там резали, изгоняли, сотни наших церквей уничтожили, теперь частично восстановили одну и «добро пожаловать» туристом, да не забудь поблагодарить за гуманистическое отношение?! Не по душе мне такой расклад...»
В итоге литургию провели силами не желающего портить отношения с властями Турции Константинопольского патриархата ААЦ во главе с заместителем патриарха – сам патриарх уже некоторое время тяжело болен, и посетили ее в основном туристы.