Минувшая неделя в Вооруженных силах России прошла под знаком непрерывной боевой учебы. Едва закончились тактические учения с выброской десанта и боевой техники в Ивановской, Костромской и Ярославской областях, как подобные учения 76-й дивизии ВДВ продолжились в Псковской области. Там с военно-транспортных самолетов Ил-76 были десантированы 1300 солдат и офицеров и 17 единиц техники, среди которых пять БМД-2. Затем десантники выдвинулись на полигон «Струги Красные», где провели боевые стрельбы, а затем форсировали реку Великую.
Почти в эти же дни прошли тактические учения с высадкой морского десанта на побережье полигона «Хмелевка» в Калининградской области, российско-монгольские военные маневры «Дархан-3» в Бурятии, на полигоне «Капустин Яр» под Астраханью боевые стрельбы воинов ПВО мотострелковых и зенитных бригад Центрального военного округа или, как его еще называют, Оперативно-стратегического командования (ОСК) «Центр». Экипажи бомбардировщиков Су-24 Хурбинской авиабазы Дальневосточного объединения Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны успешно выполнили практическую дозаправку топливом в воздухе, а в Казахстане начались антитеррористические учения Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
Но настоящим ньюсмейкером прошлой недели все-таки оказался министр обороны России Анатолий Сердюков. Сначала он вынужден был лететь в Буйнакск, разбираться с ситуацией на полигоне «Дальний», принадлежащий 136-й мотострелковой бригаде, где, прорвавшись на заминированных «Жигулях» к КПП батальона, смертник совершил теракт, забрав с собой жизни четырех солдат и ранив еще 35 воинов. Потом в Москве он встречался со своим израильским коллегой Эхудом Бараком, подписал с ним рамочное соглашение о военном сотрудничестве между двумя странами и армиями. Намекнул на то, что Тель-Авив поможет нам освоить новую для российской армии беспилотную боевую технику. И затем вместе с министром иностранных дел Сергеем Лавровым улетел в Париж, на заседание IX российско-французского Совета по вопросам безопасности. Там они с министром иностранных дел Франции Бернаром Кушнером и министром обороны этой страны Эрве Мореном обсуждали, кроме всех остальных вопросов, и ход переговоров о продаже отечественному ВМФ универсального десантного корабля (УДК) «Мистраль».
Французская газета Figaro даже посвятила этой теме одну из своих топовых статей. Она сообщила, что переговоры о приобретении «Мистраля» идут хорошо только официально. «На самом деле над этим вопросом еще с лета сгустились тучи. Франция, которая хочет развивать с Россией стратегическое партнерство и рассчитывает на продажу «Мистралей», чтобы поднять свои верфи в Сен-Назере, оказалась в очень сложной ситуации». По данным газеты, «эксклюзивные переговоры» фактически были прерваны недавним заявлением Москвы о проведении международного тендера на строительство десантных кораблей для российского ВМФ, а также выдвижением вперед южнокорейского конкурента французов. Вероятно, речь идет об универсальном десантном корабле Dokdo. Тем более что по итогам встреч в Париже даже министр Сердюков подтвердил, что к участию в тендере приглашены как зарубежные, так и российские судостроительные компании.
Трудно сказать, зачем уважаемая парижская газета наводит тень на плетень по поводу покупки Россией французского вертолетоносца. Может, для того чтобы успокоить другие европейские и не только европейские страны, недовольные перспективами такой сделки. Может, еще для чего-то. Например, чтобы подогреть к ней интерес. Хотя известно, что Москва проводит тендер не потому, что есть другие претенденты на поставку подобного корабля российским военным морякам – они, конечно, могут быть, в том числе и корейский Dokdo, но тендер проводится только потому, что так положено по российскому закону, а переговоры о покупке вертолетоносцев Москва не ведет ни с Южной Кореей, ни с какой-либо другой страной – только с Францией. Более того, обещание купить «Мистраль» дал президенту Николя Саркози президент Дмитрий Медведев, а обещание главы государства, хочет того кто-то или не хочет, должно быть исполнено. Да и сам тендер будет проводиться не для сравнения фирм, у которых Россия купит УДК, а для того, чтобы определить, на каком российском заводе будут строиться по французской технологии и французской лицензии третий и четвертый корабль из серии «Мистраль». Впрочем, и этот вопрос уже в принципе решен – это калининградский «Янтарь».
Главный вопрос по «Мистралю» – в какой комплектации французы готовы нам его продать и какова окажется конечная цена сделки. Но и тут кое-что более или менее ясно. Как говорил автору этих строк начальник Генерального штаба Вооруженных сил России генерал армии Николай Макаров, «Мистраль» будет нам продан в полной комплектации, как и у французов, с единственным исключением – без кодов связи с центром управления боевыми операциями НАТО. Нам эти коды ни к чему.