Американский президент Барак Обама, посвятивший первую половину минувшей недели политическим выступлениям на Среднем и Дальнем Западе США, значительную часть времени и сил вынужден был оправдываться по поводу высказанной им поддержки строительства исламской мечети в Нью-Йорке. Он столкнулся с тем, что проблема мечети грозит нанести серьезный ущерб его популярности.
Идея строительства мечети, точнее, довольно значительного по размерам Исламского центра в крупнейшем городе США уже несколько месяцев раскалывает американское общество. Исламский центр, но где? Всего в двух кварталах от «нулевой точки отсчета» на Манхэттене – места, где стояли здания Всемирного торгового центра, уничтоженные террористами 11 сентября 2001 года.
Выдвинувший идею строительства центра и сбора для этого 100 млн. долл. мусульманский проповедник Фейсал Абдул Рауф подчеркивает примирительный характер своего замысла. Его цель – способствовать миру между одним миллиардом мусульман и иудео-христианской цивилизацией, которые, согласно распространенной концепции, находятся в конфликте. Мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг поддержал эту идею. В пользу строительства центра высказываются многие политики-демократы, вообще либеральная часть американского общества.
Решительно против выступают политики-республиканцы, консервативные люди. Но не только. Многие американцы, особенно жители Нью-Йорка, непосредственно пострадавшего от террористической атаки, считают неуместным размещение исламского центра так близко от «нулевой точки». Ведь нападение, лишившее жизни 2,7 тыс. человек, осуществили исламские экстремисты.
В стране, согласно опросам общественного мнения, 68% респондентов высказались против такого соседства. Кстати, каждый пятый американец считает Обаму мусульманином. «Виновато» его среднее имя – Хусейн. Показательно также, что даже некоторые видные политики-демократы не поддержали инициативу Рауфа. Среди них лидер демократического большинства в сенате Гарри Рид. По существу, проблема строительства мечети вызвала раскол среди демократов и активизацию республиканцев. В связи с этим эксперты предсказывают падение рейтингов президента и ухудшение шансов демократов на промежуточных выборах в ноябре.
В отличие от Обамы французский президент Николя Саркози явно рассчитывает повысить свои рейтинги на почве иного «конфликта цивилизаций». Он распорядился выслать из страны цыган, нелегально въехавших во Францию из Румынии, и в два раза сократить количество в стране цыганских таборов – это, как правило, городки из автотрейлеров.
По его приказу на протяжении недели в Румынии рейсовыми самолетами отправлены три большие группы цыган. Всего вышлют 700 человек. Как заявляют власти, это делается на добровольной основе. Каждому взрослому, согласившемуся выехать в Румынию, правительство выплачивает 300 евро и еще по 100 евро выдает на каждого ребенка. Как граждане страны – члена Евросоюза, эти люди имеют право безвизового въезда во Францию, но для длительного пребывания в стране им необходим вид на жительство или разрешение на работу. Иначе они будут рассматриваться в качестве иммигрантов-нелегалов. По оценкам, во Франции их насчитывается около 15 тыс. человек. Всего же во Франции проживают более 400 тыс. цыган, подавляющее большинство – с французскими паспортами. По утверждению французских СМИ, многие депортируемые хотят в будущем вернуться во Францию.
Против высылки протестуют правозащитные группы, назвавшие депортацию «фашистской». Протестуют и власти Румынии. Однако Саркози непреклонен. Он знает, что добьется роста рейтинга своей популярности. Ведь, по данным опросов общественного мнения, борьбу с нелегальной иммиграцией во Франции поддерживают 70–80% населения.