На минувшей неделе Минкульт объявил о начале рассмотрения заявок на поддержку новых фильмов – документальных, дебютных, мультипликационных, а также авторского кино. И вот кажется: авторское – кино для немногих, кино, на которое часто большие мастера смотрят свысока – мол, претензий много, а зритель голосует рублем за другое, а министерский конкурс свидетельствует: авторитет авторского кино у нас по-прежнему высок, ни один, почти без исключения, из юных, зрелых и самых что ни на есть старших не проигнорировал, почти все отправили свои заявки. И Наумов-старший, и Наумова-младшая, и Дмитрий Астрахан, и Светлана Дружинина, и Юрий Мороз, и Ульяна Шилкина...
Во вторник умер Петр Нилович Демичев, который восемь лет, в «года глухие», руководил советской культурой. Стало грустно, прежде всего оттого, что сквозь анекдоты, сквозь многолетнее вышучивание не было почти никакой возможности пробиться к естественной в таких случаях грустной, человеческой интонации.
Его называли химиком, имея в виду, что у Демичева было соответствующее – не культурное, а техническое – образование. Химик, да. Еще он был знаменит тихим голосом – на коллегиях говорил еле слышно, вероятно, полагая, что присутствующие должны с напряжением вслушиваться в каждое слово. Естественно спросить: был ли он лучше или хуже, чем Фурцева, сидевшая в этом кресле до него? Ей, думаю, было проще: время было не такое гнилое, и она была – женщина, то есть ее эмоциональные поступки были простительнее, Демичев, конечно, прочнее был встроен в систему. Как он мог не закрыть «Годунова»? Или «Высоцкого»? Или «Живого»? Решение принимал не он, он – шепотом объявлял об уже решенном деле.
То и дело память выбрасывает очередную, в красках рассказанную голосом Юрия Петровича Любимова историю. Так ли было на самом деле? С точки зрения Любимова – конечно, так. А как еще, как иначе мог относиться к Демичеву Любимов?! А как относился к Любимову Демичев? Этого мы не знаем.
Еще на прошлой неделе нас всех обрадовали: расходы на культуру в 2011 году сокращаться не будут. После предполагавшихся сокращений почти на 15 млрд. руб. эта новость рассматривается как победа.
Новость состоит в том, что, согласно опубликованным Минфином документам, в 2011 году госрасходы на финансирование культуры и кинематографа вырастут на 11%. То есть в следующем году Минфин планирует отпустить на культурные нужды 74,4 млрд. руб. И отсутствие сокращений радует, а увеличение бюджета культуры радует вдвойне.
Но в какой-то момент начинается путаница в цифрах. Два месяца назад, когда тревогу забили в комитете Госдумы по культуре, председатель комитета Григорий Ивлиев сказал, что в этом году культура получила и еще получит в общей сложности около 73 млрд. руб. Соответственно снижение на 15 млрд. грозило в следующем году сокращением до 58, 8 млрд. Если в следующем году дадут, как говорят, 74 с половиной миллиарда, то это увеличение, но не на 11%, а на три-четыре.
Впрочем, вряд ли кто-то станет спорить и добиваться правды, когда не урезают, а добавляют. Спасибо и на том, хотя нынешняя инфляция – на уровне примерно 5–6% – съедает увеличение, но снова – стоп, не о грустном, давайте говорить о хорошем: ведь собирались сократить расходы на культуру, как я уже сказал, до 58,8 млрд., а дают 74,5. Главное – не потерять способности радоваться.