Михаил Саакашвили нашел друзей в Южной Америке.
Фото Reuters
На минувшей неделе власти Киргизии пресекли очередную попытку захвата власти, то есть самое себя. Показав тем самым, что она – власть – уже не валяется на дороге таким образом, что ее может подобрать любой желающий. Похоже, республика выходит из охлократической фазы и намеревается какое-то время пожить в состоянии относительной стабильности и условном верховенстве конституционного порядка.
Эта самая стабильность нарушилась в Нагорном Карабахе. На линии соприкосновения всю неделю стреляли. Армия обороны непризнанной республики сообщает о 40–50 ежедневных нарушениях со стороны Азербайджана режима невозобновления огня. В карабахском небе все чаще появляются азербайджанские беспилотники, а местные лидеры все больше говорят о необходимости признания суверенитета хотя бы Арменией. О том же самом активнее стали поговаривать и в парламенте самой Армении. Сторонники этого сценария, конечно, не могут не понимать, какие последствия вызовет его реализация. Вероятность того, что Азербайджан объявит войну Армении, приблизится к 100 процентам. А уж там как получится.
Совершившие недавно первый официальный визит (поездки в Россию не в счет) главы Абхазии и Южной Осетии рассказали о встречах с венесуэльским президентом Уго Чавесом и другими видными «леваками» Латинской Америки. Особенно оптимистичным предстал цхинвальский президент Эдуард Кокойты. На вторую годовщину независимости Южной Осетии в республику прибудут Даниэль Ортега, сам команданте Чавес, а еще позднее даже Диего Марадона – не на празднества, а просто так. При этом как-то на второй план у Кокойты отошли социальные проблемы населения. Около 200 семей, оставшихся из-за войны 2008 года без жилья, похоже, третью зиму встретят во времянках или у сердобольных родственников и соседей. Отчаявшись, инициативная группа осетинских бездомных обратилась за помощью к Западу, уже не думая о том, что этим подставляет и свое правительство, и покровительствующую Россию. Если Запад и откликнется, то помощь окажет только через Грузию, чьей неотделимой частью считает Южную Осетию. Высокопоставленный цхинвальский чиновник, по чину своему и должности обязанный знать азы международной юриспруденции, отвечая на вопрос «НГ» об этом, простодушно заметил: ну почему через Грузию, у нас есть очень хорошая автомобильная дорога до Владикавказа, – можно и оттуда! Сей «достойный» ответ в известной степени подтвердил бытующее в тбилисских кругах мнение, что для создания суверенного государства у Южной Осетии нет ресурсов. В первую очередь профессионального человеческого.
В Латинскую же Америку вслед за лидерами бывших автономий устремился президент Грузии Михаил Саакашвили. На инаугурацию президента в Колумбии. Очевидно, в Тбилиси, наконец, поняли, что шутки-прибаутки, которыми грузинская сторона сопровождала признание Абхазии и Южной Осетии Никарагуа и Венесуэлой, – шутками, но если, скажем, их примеру последует Чили, наращивающее экономические связи с Сухуми, или «левеющий» Уругвай, не говоря о Кубе, то хорошего в том для Грузии будет очень мало. Поездка Саакашвили, которую грузинские СМИ обставили как крайне важную, ибо Колумбия – большой партнер Грузии (поди не посмейся), так как является стратегическим союзником США и противостоит в регионе «демонам» в лице Чавеса и Кастро, в общем, преследует одну цель – не дать состояться возможной цепочке признаний суверенитета Абхазии и Южной Осетии. Конечно, забавно наблюдать среди латиноамериканских лидеров, прибывших в Боготу на инаугурацию главы колумбийского государства, единственного нерегионального президента Саакашвили, но поставленная цель оправдывает и дальность командировки, и странность самой ситуации.
Двухлетнюю годовщину же события, в наши дни вынудившего грузинского лидера рассказывать гондурасскому коллеге об утраченной территориальной целостности Грузии, Тбилиси отметил драматическими жестами: пятью тысячами зажженных свечей, возложением венков к мемориалам павших за родину, молебнами в церквах. В проповеди один из иерархов объявил, что нынешняя жара и пожары в России – кара Господня за войну в Южной Осетии, за оккупацию грузинских земель. Так что климатологи, метеорологи и прочие геофизики могут теперь не морщить лоб, отвечая на каверзные вопросы о происходящем. Все просто – кара Господня.