Сносят... Улица Бахрушина, 25 июля.
Фото РИА Новости
В пятницу вечером закончился Международный театральный фестиваль имени Чехова: на Новой сцене Большого театра в последний раз станцевали спектакль испанского хореографа Начо Дуато, составленный из отдельных номеров на музыку Баха. Спектакль, который «не по Чехову», стал одним из редких исключений в афише нынешнего Чеховского фестиваля, но в этом случае вряд ли кто-то выразит недовольство – среди замечательных номеров несколько были просто шедеврами. В последнюю минуту перед тем, как свет погас, в зале появились два героя недели – директор Михайловского театра Владимир Кехман и продюсер Сергей Данилян. Кехман – в розовом пиджаке, Данилян – в яркой зеленой тенниске, заметной из-под пиджака. Сочетание, конечно, чеховское: только в «Трех сестрах» воспитанные, вероятно, в строгих военных нормах сестры пеняют Наташе, что, мол, зеленое с розовым смотрится не ахти как, а мы-то, воспитанные на коллекциях Paul Smith и Comme des Garcons, такому сочетанию по меньшей мере не удивляемся. Сочетание же Кехмана и Даниляна на минувшей неделе стало источником еще одной главной новости: Начо Дуато с нового года станет руководить балетом Михайловского театра.
Сам фестиваль был интересен именно как эксперимент по проверке публики: готовы ли зрители два с лишним месяца «заглубляться» в самые разнообразные интерпретации Чехова. Главное расстройство – от неприятия, какое было продемонстрировано на спектакле Франка Касторфа. Может быть, и не самая большая удача, но там чувствовались и интерес режиссера, и поиски каких-то приглушенных рифм – нет сомнений в том, что если не многое, то кое-что наверняка потом подберут и используют в своих работах наши продвинутые молодые мастера. И все будут радоваться, и аплодировать... А тут – покидали зал пачками, к финалу в Театре имени Моссовета в партере оставалось несколько десятков любопытствующих (а отчасти – просто сонных) зрителей.
О взлетах фестиваля – в завтрашнем номере, где будут подведены итоги театрального сезона.
Главная потеря недели – усадьба Алексеевых в Замоскворечье, на улице Бахрушина. Чудом сохранившийся островок, где к усадьбе XVIII века примыкали постройки XIX, и обычный для московского модерна, но сегодня смотревшийся стилягой среди уже подперевших эти дома уродцев-новоделов, – сегодня в руинах.
Здания эти не были памятниками. Энтузиасты из «Архнадзора», из «Москвы, которой нет» несколько раз подавали заявки – получали отказы. И вот парадокс: если доказательств вины человека собрано недостаточно, он считается невиновным. Мне кажется, с памятниками всё должно быть наоборот: если недостаточно аргументов «за», это должно стать скорее основанием за сохранение, а не для сноса. Но, конечно, не для застройщика, у которого уже все договоры подписаны и, как говорится, трубы горят... Мне рассказывали, как архнадзоровцы, узнав, что на улице Бахрушина планируют построить гостиницу, нашли инвесторов, встречались с ними и пытались убедить, что в старинных интерьерах, с сохранившимися каминами, лепниной гостиницу можно сделать поинтереснее и попривлекательнее, чем почти у любого конкурента. Но – тщетно. Разрушили. Жалко ужасно. Бывая часто в этих местах в выходные, старался объезжать это место стороной.
Наконец в четверг была объявлена программа Венецианского кинофестиваля. Из основного конкурса уже известно 22 фильма, а 23-я картина по традиции будет объявлена уже в ходе фестиваля – как фильм-сюрприз. От России в конкурсе – картина екатеринбургского режиссера Алексея Федорченко «Овсянки». Ее уже заявляли в конкурсе «Кинотавра», но в последний момент продюсеры сняли фильм, потому что решили побороться за Венецию. Поскольку Федорченко в Венеции уже показывался пять лет назад – с мокъюментари «Первые на Луне», есть шанс и на внимание к нему в этом году. Среди соперников Федорченко – «Где-то» Софии Копполы, «Дорога в никуда» Монте Хеллмана, «Тропинка Мика» Келли Райхард, «Обещания, писанные по воде» Винсента Галло и «Мирал» Джулиана Шнабеля, «Ваза» Франсуа Озона, «Несколько счастливцев» Антони Кордье, «Черная Венера» Абделя Кешиша, «Три» Тома Тыквера, «Печальная баллада для трубы» Алекса де ла Иглесия, Такаши Миике с ремейком японских же «13 убийц» Эйчи Кудо.
Из наших в других программах – «Слабый Рот Фронт» известного видеохудожника Виктора Алимпиева, «Вдохновение» художников Галины Мызниковой и Сергея Проворова и «Бриллианты» классика отечественного кинематографа Рустама Хамдамова с Ренатой Литвиновой и балериной Дианой Вишневой. Вне конкурса покажут ленту «Горбачев» Стефано Инчерти – фильм о человеке, похожем на Михаила Сергеевича.