В самом начале прошедшей недели все-таки завершилось почти двадцатилетнее правление президента Башкирии Муртазы Рахимова. Республиканский парламент утвердил на эту должность кандидатуру, предложенную Дмитрием Медведевым, – высокопоставленного менеджера ОАО «Русгидро» Рустэма Хамитова. Но до сих пор окончательно непонятно, ушел Рахимов на самом деле или он намерен править из-за спины нового руководителя субъекта РФ. Во всяком случае, инаугурация Хамитова была построена вокруг именно Рахимова. И он успел публично высказать сменщику несколько наказов. Например, о том, что в правительстве республики не должно быть пришлых.
Напомним, что то же самое Рахимов говорил и по поводу своего преемника, добавляя, впрочем, что это обязательно должен быть башкир. Москва пошла в этом пункте навстречу ветерану региональной власти, тем более что он очень об этом просил. Однако послала в Поволжье пусть и башкирского по происхождению, но «варяга». Когда-то башкирский, а ныне федеральный чиновник Хамитов пока ведет себя сдержанно. Рахимову в выказывании положенных тому по статусу «респекта и уважухи» он не отказывает. Но на конкретные заявления отвечает неопределенно. Вот и по поводу правительства Башкирии, которое, по мнению Рахимова, вполне может и дальше работать в прежнем составе, Хамитов отвечает, что пока способен рулить республикой вообще без этого органа. Можно предположить, что дергать прежнюю элиту с корнем он не станет, а займется ее постепенным замещением.
И еще одна история – хотя и не такая длинная, как башкирская, но весьма яркая – тоже завершилась на прошлой неделе. Обе палаты российского парламента утвердили закон о расширении полномочий ФСБ в отношении граждан и общественных организаций. Теперь, если кто-то будет говорить о власти плохие слова, а тем более вести себя неправильно, он получит предостережение. Направлено это вроде бы против террористов и экстремистов, но трудно себе представить, что таковых вообще надо о чем-то предупреждать. Правда, в нашей стране стать экстремистом может каждый более или менее общественно активный гражданин. Даже тот, который живет исключительно в виртуальном мире и поэтому выражается там чересчур свободно. Прецеденты, как всем известно, уже есть. Подпись под этим документом Медведев должен поставить на этой неделе.
А на прошедшей немыслимую для жаркого сезона активность развернула партия «Единая Россия». Единороссы готовятся к осенним выборам по всем направлениям. Например, организацию своих сторонников хотят сделать настолько мощной, чтобы она наконец начала помогать родной партии. Короче говоря, в России уже на новом уровне и, естественно, с новым названием должен быть воссоздан тот самый «нерушимый блок коммунистов и беспартийных», который и позволял власти в советские времена спокойно фиксировать, что кандидаты этого блока получают по 96–99% голосов избирателей. Активнее становится партия власти и в Интернете. Регионы получают инструкции об обязанности ее членов как минимум пару раз в день заходить на сайт ЕР, в различных социальных сетях единороссы тоже укрепляются. И пусть специалисты утверждают, что для реальных выборов это все не имеет значения. Ведь, как мы помним, главное – не как голосовали, а как подсчитали.
Кстати, виртуализация политики идет по нарастающей. Президент в сети Twitter коротко рапортует urbi et orbi о своих успехах, а кабинет министров наконец открывает сайт о модернизации. Исключительно на английском языке – то есть для того, чтобы иностранный бизнес не только слушал Медведева, но и читал Путина. Впрочем, премьер известен тем, что компьютеры и прочие гаджеты он не любит. Так что на сайте ModernRussia.com писать будут другие, а глава правительства, видимо, будет осуществлять общее руководство процессом.