Экологи требуют запретить глубоководное бурение на нефть.
Фото Reuters
Утечка нефти из скважины компании BP в Мексиканском заливе прекратилась после того, как 15 июля над ней был установлен специальный колокол. После этого первые два дня были посвящены проверке эффективности закрывающего устройства. Она показала, что давление внутри колокола растет, хотя и несколько меньшими темпами, чем ожидалось. Инженеры считают, что каких-либо утечек нефти через трубу нет, но все же наблюдение продолжают.
Американский президент Барак Обама прореагировал на сообщение инженеров BP со сдержанным оптимизмом. С одной стороны, это радостная весть после того, как в течение 87 дней скважина выбрасывала нефть в залив и на американское побережье. Но впереди самая долгая и дорогостоящая часть операции – очистка побережья от загрязнения. Известно, что Обама намерен сделать это полностью за счет нефтедобывающей компании. По оценкам экспертов, в воду попало от 85 тыс. до 189 тыс. тонн нефти.
Для американского президента неделя вообще завершилась только радостными новостями. В четверг Сенат вслед за Палатой представителей одобрил законопроект о финансовой реформе, крупнейшей со времени Великой депрессии. Он устанавливает ряд ограничений на деятельность банков. В частности, им запрещено вкладывать более 5% активов в хедж-фонды и другие рискованные финансовые операции. Он содержит также требование не допускать чрезмерного разрастания банков и финансовых компаний до таких размеров, когда от их выживания зависит состояние всей американской экономики и их приходится выручать с помощью госбюджета.
Как заявил Обама, новый закон укрепит экономическую безопасность и физических, и юридических лиц в США. По его оценке, пережитый страной кризис был «результатом безрассудства и безответственности в определенных кругах на Уолл-стрит, сказавшихся на экономике в целом». Она «стоила миллионам американцев их рабочих мест, и... их... сбережений, – сказал Обама и пообещал: – Спасательных операций на средства налогоплательщиков больше не будет. Точка».
Показательно, что представители Республиканской партии, критиковавшие законопроект, не смогли помешать его принятию. Дело в том, что в американском общественном мнении прочно закрепилась оценка банков как главных виновников кризиса. Поэтому принятие закона об усилении контроля за финансовыми учреждениями выглядит как популярная мера. В какой-то мере она может усилить позиции Демократической партии на промежуточных выборах, которые пройдут в ноябре. Но все же насколько реально усилят контроль над банками?
В какой-то мере ответом на этот вопрос может быть история с инвестиционным банком Goldman Sachs. Буквально в день голосования в Сенате Комиссия по ценным бумагам решила вопрос о наказании этого банка за мошенничество. Накануне кризиса он активно подталкивал своих клиентов к покупке долговых обязательств, связанных с ипотекой. При этом сами банкиры знали, что ипотечный «пузырь» вот-вот лопнет. В итоге всей этой купли-продажи клиенты банка потеряли около 1 млрд. долл., а сам банк получил прибыль. Комиссия по ценным бумагам наложила на Goldman Sachs штраф в размере 550 млн. долл.
Подобное наказание лишь подбодрило рынок и самих банкиров – все ожидали более крупных санкций. Стоимость акций Goldman Sachs выросла в общей сложности на 800 млн. долл. На радостях в банке даже решили повысить выплаты бонусов своим сотрудникам.