После пожара, который разгорелся в четверг, здание Центра Грабаря придется строить с нуля. Погибли двое пожарных, и надо отдать должное министру культуры – Авдеев выразил соболезнование именно по поводу гибели людей, отложив «на потом» плач по утраченным шедеврам.
В Минкульте говорят, что разобраться, чего и сколько пропало, специалисты смогут не раньше чем через месяц. Когда центр сможет заработать вновь, вообще неизвестно. Специальная комиссия министерства по оценке ущерба от пожара подсчитала, что на момент возгорания в центре находилось около 1,5 тысячи произведений искусства.
Владимир Рощин, издатель каталогов «Осторожно: подделка», в беседе с корреспондентом «НГ» сказал, что следствие, разбираясь в случившейся страшной трагедии, должно рассматривать и версию поджога. Он также рассказал о том, что некоторое время тому назад, в мае этого года, один из коллекционеров подал жалобу в Министерство культуры на работу сотрудников Центра Грабаря, вскоре министерством была назначена проверка. Было еще несколько жалоб, примерно в то же время, среди других была и жалоба самого Владимира Рощина. Результаты работы комиссии пока объявлены не были. И вот – пожар.
В понедельник в Таганском суде был объявлен приговор в отношении организаторов выставки «Запретное искусство-2006» Юрия Самодурова и Андрея Ерофеева. Приговорили обоих к штрафам. Осужденные подали кассационную жалобу в Мосгорсуд. Поскольку уверенности в том, что суд ограничится штрафом, не было, Самодуров пришел на объявление приговора «с вещами». Об этом почему-то публично не говорилось – на суде всплыла довольно любопытная информация о новой цензуре. Известный куратор Виталий Пацюков на вопрос о цензуре рассказал такую историю: он готовил выставку, которая планировалась в Третьяковской галерее, выставку Максима Кантора. По словам Пацюкова, которые он подтвердил вчера в беседе с корреспондентом «НГ», директор Третьяковки решила познакомить с некоторыми работами – на религиозные темы – протодиакона Андрея Кураева. И, ссылаясь уже на его мнение, директор ГТГ сообщила Пацюкову, что у Кантора глаза у ангелов злые. Итог: выставки Кантора в Третьяковской галерее не будет, куратор и художник ищут теперь, где можно показать работы Кантора, одного из самых известных российских художников. К слову, на 15 сентября, рассказал «НГ» Пацюков, в ГЦСИ запланировано открытие выставки из собственной коллекции работ, так или иначе связанных с религиозными сюжетами. Ее открытие специально приурочено к дате «бульдозерной выставки».
И третий, не менее острый сюжет. В четверг журналистам показывали очередной этап реставрации Большого театра. Там много всего интересного, темпы хорошие, рабочий городок теперь разместился не только рядом с Большим театром, но и на месте бывшей гостиницы «Россия», работы идут, в частности, для украшения интерьеров сусальным золотом потребовалось несколько сотен специалистов! Из разговора с первым заместителем руководителя Дирекции по строительству, реконструкции и реставрации Маратом Оганесяном я понял, что портик Бове, вокруг которого столько копий сломано, не будут устанавливать в подземном пространстве. А может, и вообще в Большом театре не будут – сейчас дирекция обратилась к Юрию Лужкову с предложением найти ему место в столице.