Из Политеха хотят сделать музей для «прикалывания молодежи».
Фото с официального сайта Политехнического музея
Конечно, главным героем – отчасти и культурной жизни – на минувшей неделе стал дирижер и пианист Михаил Плетнев. В свете развивающегося скандала (пресс-служба Российского национального оркестра всячески пытается убедить всех, что это даже не скандал, а недоразумение, которое вот-вот разрешится) особый смысл приобретает заставка-эпиграф на официальном сайте руководимого Плетневым оркестра: «...вызывает благоговение... возможно ли, чтобы так играли простые смертные?» (Gramophone).
Из того, о чем нельзя не сказать и что не скрылось от взгляда внимательных читателей: комментарии Плетнева, опубликованные на сайте газеты Pattaya Daily News, и те, что прозвучали потом на пресс-конференции в четверг в Москве, несколько отличаются друг от друга. Из беседы музыканта с журналистом таиландской газеты выходит, что уже арестованный Трайпхоп Бунпхасонг был домоправителем у Плетнева, который «даже выплачивал ему небольшое денежное вознаграждение за поддержание жилья в порядке». Плетнев – если верить материалу в таиландской газете – не выразил никакого возмущения тем, что в его компьютере этот самый Бунпхасонг разместил порнографические материалы, и т.д. Все это вроде бы не имеет прямого отношения к музыке, хотя... Сам Плетнев сообщил, что во время инцидента написал сюиту для виолончели с оркестром, а теперь и публика, которая приходит на концерты Плетнева, будет теряться в догадках относительно источника вдохновения. Во всяком случае – до тех пор, пока не будут получены разъяснения от таиландской полиции или не прозвучит решение суда.
В воскресенье закрылся Международный кинофестиваль в Карловых Варах. Гран-при достался испанской картине «Москитная сетка» (La mosquitera), спецприз жюри получила чешская кукольная картина «Возвращение Куки» оскароносца Яна Сверака. Cпециального упоминания жюри удостоилась наша лента «Другое небо» Дмитрия Мамулии. А Никита Михалков получил почетный приз за вклад в мировой кинематограф, правда, аналогичный достался и чеху Юраю Херцу.
В конце недели было объявлено о новых кадровых решениях Минкульта. Министр Александр Авдеев подписал приказ об увольнении директора Политехнического музея Гургена Григоряна. На сайте музея развернута кампания в защиту уволенного директора: опубликовано обращение сотрудников к Дмитрию Медведеву и Владимиру Путину, комментарии коллег, даже переписка Григоряна с Минкультом и Фондом развития Политехнического музея, из которой можно понять, что до сих пор музей и фонд по-разному смотрели на вопросы развития... Сотрудники музея больше всего опасаются, что шедевр псевдорусского стиля в центре Москвы займет госкорпорация «Роснано», с которой музей заключил соглашение о сотрудничестве, а музейная деятельность будет выведена за пределы Москвы.
Стоит напомнить. В апреле на заседании президиумов Госсовета, Совета по культуре и искусству и Совета по науке, технологиям и образованию Дмитрий Медведев высказался и о Политехническом музее: «Ко мне приходили разные наши граждане, большие бизнесмены, предлагали возродить Политехнический музей. Если мы на базе Политехнического музея можем создать музей науки, давайте это сделаем. Там немалые деньги собираются вколотить. Пришли – получили мое благословение на это. Я сказал – давайте, конечно, это хорошее дело, и музей хороший был, но он старинный, там макеты кораблей, это тоже надо, конечно, большие модели, но это сейчас никого не вдохновляет. Молодежь от этого не прикалывается, как принято говорить. Другие должны быть элементы этого музея. Это должны быть большие виртуальные конструкции, которые реально поражают воображение и которые на самом деле пробуждают и мысли, и желание заниматься наукой».
Судьба нынешнего директора тогда, думается, была предрешена. На мой взгляд, главное, вообще главное – сохранить музей. Музей, в том числе и Политехнический, обязан быть хранителем. Это банально, но порой забывается. В том числе и старинных макетов, а в Политехническом – еще и коллекция автомобилей замечательная, и много чего еще. Другие элементы тоже нужны, но совсем не обязательно – в этом музее. Анатолий Чубайс в своем блоге уже отреагировал на страхи музейщиков: «В здании Политехнического музея – будет Политехнический музей». Это хорошо. Хотя главное сейчас, на мой взгляд, – не разрушить сложившуюся коллекцию.
А музей для «прикалывания молодежи» можно создать с нуля. Если получится создать что-либо вообще.