В прошлый четверг голодающие учителя в Ульяновской области смогли добиться от властей отмены решений о закрытии нескольких школ. Более того – местные чиновники пообещали выделить деньги на капитальный ремонт этих школ и дополнительно финансировать создание в них социокультурного центра. Несостоявшаяся бюджетная оптимизация народного образования в Ульяновской области может показаться событием исключительно регионального масштаба. Однако «ульяновский прецедент» продемонстрировал вероятную судьбу федеральных планов бюджетной оптимизации, которые были обнародованы в среду в Бюджетном послании президента, а ранее зафиксированны в планах бюджетной реформы Кудрина.
Как известно, Минфин настаивает на сокращении избыточных госрасходов в рамках так называемой Программы повышения эффективности бюджетных расходов. Частью этой программы является реформа финансирования бюджетных учреждений, допускающая в том числе и закрытие «неэффективных» школ. Еще в феврале Минфин объявил, что уже с 2011 года каждый рубль бюджета должен выделяться не на основании ведомственных заявок и смет, а только в соответствии с долгосрочными целевыми программами и госзаданиями. В опубликованном в прошлую среду Бюджетном послании Медведев значительно смягчил эти требования Минфина. «С 2012 года значительная часть федерального бюджета должна быть представлена в виде комплекса долгосрочных государственных программ┘ Практическая реализация этих решений позволит наконец уйти от платы только за сам факт существования учреждения вне зависимости от результатов работы», – заявил он.
Но «ульяновский прецедент» поставил под сомнение принцип бюджетной эффективности в качестве главного ориентира для правительства. Ульяновские учителя очень быстро заставили власти сохранить недокомплектные школы.
В июне 2010 года мэрия Ульяновска решила закрыть пять городских школ. Через несколько дней возмущенные учителя начали голодовку. «В принципе механизм ликвидации учебных заведений прописан в законе. Но, учитывая болезненность для детей перевода их в другие школы, принимать решение о закрытии нужно с особой тщательностью», – заявил сразу после начала учительской голодовки старший помощник областного прокурора. Позже местная прокуратура объявила, что непродуманная и неподготовленная ликвидация школ «привела к возникновению конфликтной ситуации, вызвала массовый протест родителей, педагогов, учащихся школ города, которые, выражая свое несогласие с действиями чиновников, начали акцию голодовки». Ясная позиция прокуроров, быстрый отказ мэрии от бюджетной оптимизации показывают, что принцип сохранения социальной стабильности на практике оказывается важнее принципа бюджетной экономии. И жесткий курс Минфина на оптимизацию может смягчить не только президент, но и самые обычные учителя.