Премьер Владимир Путин на прошедшей неделе снова показал, кто в доме хозяин. И тем самым вдохнул новую жизнь в марши несогласных. Неосторожно ответив Юрию Шевчуку, поинтересовавшемуся у главы правительства причинами хронических разгонов протестующих, Путин дал понять, что те имеют право на протест. И хотя сопроводил свои слова оговорками, радикальная оппозиция возликовала, собрав в понедельник на Триумфальной площади втрое больше народу, чем обычно. Как выяснилось, Путин не имел в виду никаких послаблений, в чем и убедились на своем опыте полторы сотни задержанных и журналист со сломанной в участке рукой. Образ новой перестройки, возникший было в головах российских либералов, завял в одночасье. Что подтвердилось и официальным ответом пресс-секретаря премьера на передачу Шевчуком Путину папочки с перечислением безобразий, творимых в стране силовиками. Ответ был таков: Путин в курсе. И все.
То есть премьер пошел по стопам президента, который через уже своего пресс-секретаря чуть ранее ответил ровно таким же образом экс-главе ЮКОСа Михаилу Ходорковскому: – Дмитрий Медведев тоже в курсе. И тоже – все. Про разгон демонстрации у президента уже никто не интересовался. А если бы радикалы и обратились к Медведеву, услышали бы тот же ответ: мол, «все учтено могучим ураганом». Впрочем, радикалы и в мыслях не допускали обратиться к первому лицу. Или ко второму. В отличие от артиста, они занимались реальной политикой и знали, что почем. Шевчук не знал – он просто исполнил свой гражданский долг.
Кстати, о радикалах. Весь их радикализм не позволил им поддержать единственный в стране политический театр. В пятницу там состоялась премьера спектакля, поставленного по дневникам Сергея Магнитского. В зале не были замечены профессиональные защитники 31-й статьи Конституции. Возможно, потому, что Магнитский своим упорным нежеланием «сотрудничать» защищал совсем другую статью Основного закона – о праве на жизнь. Допускаю, впрочем, что политиков-акционеров удерживали от посещения спектакля чисто художественные соображения. Ответа не жду.
Многострадальный закон о СМИ в контексте всех событий прошедшей недели будет правиться – в пятницу собралась рабочая группа, обсудившая проект постановления Верховного суда, который будет принят на этой уже неделе. Как выяснилось, власти намерены серьезно подкорректировать авторов сообщений на форумах интернет-СМИ. Оттуда будут нещадно вычищаться все мало-мальски экстремистские высказывания. Предложено оценить таковые владельцам этих СМИ под угрозой закрытия. Нельзя не заметить кровного родства этой меры с другой инициативой, обсуждавшейся на прошлой неделе в Государственной Думе. Профильные комитеты – по безопасности и госстроительству – одобрили задумку ФСБ выносить предупреждения потенциальным экстремистам. Которые пока не переступили черту законности, но приблизились к ней на опасное расстояние. Опять-таки неясно: какая дистанция покажется спецслужбе достаточной для отстрела? Тьфу, хотела сказать – для заботливого предупреждения об опасности. И снова нет ответа. Пока. Остается предположить, что расстояние будет определено в рабочем порядке. Абсурд происходящего задел не на шутку уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина, который едко высмеял в Думе законопроект чекистов. Впрочем, он совсем не убедил главу комитета по безопасности Владимира Васильева, обеспокоенного тем, что страна просто развалится без законодательных усилий нижней палаты. Просто чудо, что она не развалилась до сих пор. Ведь сколько народу пока еще не знает, где надо остановиться по команде «Стой, кто идет!» Ничего, скоро никто не сможет отвертеться. Кто не спрятался, я не виноват – скажут органы правопорядка. И наведут его железной рукой.