Главным событием прошлой недели в мировой экономике можно считать создание новых механизмов стабилизации еврозоны. В пятницу министры финансов стран Евросоюза принципиально договорились о санкциях к тем правительствам, которые нарушают Пакт стабильности, ограничивающий объем госдолга и текущего бюджетного дефицита.
Германия – как главный спонсор европейского экономического объединения – требует остановить выплату субвенций из общей кассы ЕС тем странам, которые увеличивают бюджетный дефицит. Кроме того, страны еврозоны фактически лишаются самостоятельности при формировании национальных бюджетов. Берлин настаивает, что проекты бюджетов всех стран ЕС должны предварительно проходить экспертизу. И лишь после одобрения этих проектов они могут быть представлены местным парламентам. Серьезность намерений по сохранению еврозоны подтвердили и первые транши финансовой помощи Греции, которая в среду смогла погасить часть внешнего долга и избежать угрозы дефолта. На прошлой неделе Афины получили 14,5 млрд. евро в рамках трехлетней программы кредитов ЕС и МВФ на 110 млрд. евро.
Основные расходы по спасению Греции легли на Германию, Францию и Италию, которые перечислили Афинам соответственно 4,4 млрд. евро, 3,3 млрд. и 2,9 млрд. евро. Начало работы защитного механизма еврозоны остановило падение европейской валюты, которая так и не провалилась ниже отметки 1,2 долл., чего опасались многие аналитики. Тем не менее долговой и бюджетный кризис еврозоны еще не преодолен. И этот факт создает реальную угрозу если не второй волны кризиса, то по крайней мере более медленного восстановления мировой экономики – а значит, и спроса на российские экспортные товары.
В России правительство на прошлой неделе создавало формальную основу для нового бюджета. В четверг министры одобрили начало глобальной бюджетной реформы, которая предполагает отказ от бюджетных смет в пользу целевого финансирования. Кроме того, были одобрены новые принципы налоговой политики на 2011–2013 годы. В условиях хронического дефицита ожидать снижения налогов не приходится. Поэтому льготы в ближайшие три года обещаны только отобранным правительством инновационным предприятиям. Последствия введения налоговых стимулов для инноваторов или перехода к целевому бюджетному финансированию пока не ясны. Не исключено, что придется пересматривать план бюджетной революции «по месту». Нет ясности и с текущим состоянием экономики.
В пятницу Росстат опубликовал противоречивые данные: спад инвестиций, рост производства и доходов (подробнее – см. стр. 4). Независимые экономисты признают опасность стагнации и сильно расходятся в прогнозах даже на 2010 год – от спада на 0,7% до роста ВВП на 4,5% и более.