Перед поездкой в Иран Лула советовался в Москве.
Фото Reuters
Президент Бразилии Инасио Лула да Сильва взял на себя трудную роль последнего государственного лидера, который переговорит с иранским руководством накануне принятия СБ ООН нового решения по Ирану.
Находясь в конце прошлой недели в Москве, Лула, как по-простецки называют бразильцы своего популярного президента, неожиданно для многих объявил, что вылетит в Тегеран, чтобы поговорить с президентом ИРИ Махмудом Ахмадинежадом об иранской ядерной программе.
Как выяснилось, Лула намерен уговорить иранского коллегу отказаться от программы обогащения урана. В 70-х годах прошлого века Бразилия сама имела секретную программу обогащения урана, но затем ее прекратила. Ныне она является участницей Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). «Я всего лишь верю в диалог и политику убеждения, – сказал Лула. – Необходимо убеждать людей, что они должны эволюционировать, или они будут двигаться назад».
Бразилия не является членом «шестерки», занимающейся иранской проблемой. Но и не чужда этой теме. Как непостоянный член СБ она способна повлиять на дискуссию о санкциях против Тегерана.
Намерения Лулы вызвали негативный отклик в Вашингтоне и Лондоне. Там опасаются, что Тегеран сумеет к своей выгоде воспользоваться оптимизмом бразильского президента. По крайней мере сможет выиграть какое-то время. В ходе состоявшегося на прошлой неделе визита в США нового министра иностранных дел Великобритании Уильяма Хейга иранская тема обсуждалась как главная. Судя по высказываниям Хейга и госсекретаря США Хиллари Клинтон, они договорились решительно добиваться принятия СБ резолюции о новых санкциях в отношении Ирана. В дальнейшем же они планируют использовать это решение как обоснование для дополнительных санкций со стороны США и Евросоюза.
Дмитрий Медведев на пресс-конференции в Москве поддержал намерение президента Бразилии съездить в Тегеран. Но он не очень верит в результативность этой миссии. По оценке Медведева, шансы на успех у Лулы равны лишь 30%. Сам Лула оценивает свои шансы выше 90%. Расхождения в оценках не помешали достижению ряда значимых договоренностей по развитию российско-бразильских связей.
Другая тема, остававшаяся на слуху всю неделю, – ситуация в Афганистане. Президент США Барак Обама обсудил ее с побывавшим в Вашингтоне президентом Афганистана Хамидом Карзаем. При этом Обама публично объявил, что коалиционные войска, получившие крупные американские подкрепления, «одерживают верх» в войне. Однако, судя по лицам Обамы и Карзая, разговор между ними был тяжелым. Сама ссылка на военные успехи подразумевала требование к Карзаю выполнить свою часть работы – вовлечь лидеров движения «Талибан» в мирный процесс. После Вашингтона Карзай вылетел в Лондон и там получил еще одну порцию советов на эту тему. Он стал первым иностранным лидером, посетившим британскую столицу после формирования там нового правительства.
Названные контакты высвечивают и внешнюю политику нового британского кабинета – она практически ничем не отличается от подходов ушедшего лейбористского правительства.
На фоне тягостных обсуждений двух трудных проблем – иранской и афганской, позитивно выглядят договоренности, достигнутые в ходе визита премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Афины. Стороны не только договорились о развитии связей по широкому кругу направлений, но и согласились взаимно снизить свои военные расходы.
Цена этой разрядки в отношениях между Грецией и Турцией – поддержка Афинами планов вступления Турции в Евросоюз. «Эгейское море станет морем мира», – объявил Эрдоган.