В минувший четверг и без того неспокойная кинематографическая обитель всколыхнулась еще одним скандалом. 22 апреля собрание московских кинематографистов должно было выбирать делегатов на съезд СК РФ, который обещали провести 28 апреля в Белых Столбах. Но до кворума не хватило примерно 300 человек. После тяжелой продолжительной дискуссии решено было собрание (и съезд соответственно) перенести.
Занятно, что не принявший и не признавший решений собрания-съезда в Гостином Дворе Марлен Хуциев как ни в чем не бывало своим присутствием и выступлениями на московском собрании участвовал в подготовке грядущего съезда. Напомним, что неделей раньше около 80 кинематографистов и кинокритиков вышли из состава Союза кинематографистов, намереваясь учредить собственную организацию. Оппозиция к действующему руководству СК РФ, толком не оформившись, уже успела расколоться.
Интересный разговор, судя по отчетам телеканалов и информационных агентств, состоялся на минувшей неделе на совместном заседании президиумов Государственного совета РФ, Совета при президенте России по культуре и искусству и Совета при президенте России по науке, технологиям и образованию. По мнению президента, полвека назад благодаря кинематографу профессии в сфере науки и искусства считались престижными. «Сейчас фильмы снимают о другом, и набор героев меняется», – с сожалением признал президент, отметив, что это не способствует правильному воспитанию молодежи. «Надо посмотреть, что можно сделать, чтобы представители науки и искусства вновь попадали в число героев литературы, чтобы они вновь ассоциировались с героями, с которых следует брать пример», – предложил Медведев. Это было бы хорошо. За литературу не скажу, но что касается кино – случится это не раньше 2012 года, поскольку среди героев тех картин, которые предполагается поддержать в ближайшее время, физиков и лириков пока что нет... Может, успеют «ввернуть» еще кого – на роли второго плана...
На том же собрании Дмитрий Анатольевич поделился и семейной историей: «Я в качестве личного примера могу сказать, что вчера со своим сыном мы искали «Героя нашего времени», известное литературное произведение классическое, в Интернете для того, чтобы скачать. Нашли, все нормально. Скачали. После этого у молодого человека появилось желание это читать». Я подумал: вряд ли бы я, говоря про «Героя нашего времени» или «Евгения Онегина», например, стал уточнять что-то про степень известности того или другого классического произведения. Можно добавить имя автора, можно – подразумевая как раз и известность, и классичность – обойтись и без них. Дерево – береза, поэт – Пушкин... Примерно то же и с упомянутыми романами. Вообще, если появилась такая замечательная мысль – о поддержке престижа науки и искусства, – многое в этом деле могут сделать сами наши руководители, Дмитрий Анатольевич и Владимир Владимирович. Правда-правда. Если речь о медицине – процитировать Булгакова или Чехова, если о проблемах в работе следственных органов – что-нибудь из слов Порфирия Петровича из «Преступления и наказания» и т.д. И люди сами потянутся в библиотек. Помните - Владимир Путин как-то сослался на Омара Хайямы, и на следующий же день продажи его книг взлетели?
Еще на минувшей неделе закрыли Театр им. Гоголя, по решению суда – из-за вновь обнаруженных нарушений пожарной безопасности. В конце недели Виталий Вульф на «Культуре» заметил, надо сказать, справедливо: ни один театр не вызвался помочь оказавшимся в беде коллегам. Ни один режиссер не позвонил Сергею Яшину и не предложил раз в неделю, в выходной, сыграть на их сцене...