24 апреля армяне всего мира отметили 95-ю годовщину геноцида.
Фото Reuters
Российско-украинские отношения на прошедшей неделе ознаменовались долгожданным прорывом. Киев получил относительно недорогой газ, Москва – 25-летний срок пребывания Черноморского флота в Крыму. Радостно возбужденные жители города-героя Севастополя тем не менее говорили российским телеканалам, что было бы лучше, если бы срок базирования российских кораблей был неограниченным. Поговаривают, что президенту Украины Виктору Януковичу именно такой вариант и был предложен поначалу. Но потом стороны сошлись на 25 годах, главным образом во избежание роста протестных настроений ярых сторонников самостийности Украины. Тем не менее нынешние оппозиционеры Юлия Тимошенко и Виктор Ющенко заговорили о необходимости сменить власть.
Добившись успеха на украинском направлении, хотя дел еще невпроворот, о чем свидетельствует намеченная череда встреч на высоком уровне, Москве предстоит «размышление»: как быть с другим братом-славянином – Минском? Президент Белоруссии Александр Лукашенко пошел встык с открытым забралом, обвинив Россию в переменах в Киргизии, приютил беглого бишкекского правителя Курманбека Бакиева с семьей и наговорил много такого в адрес Москвы, чего союзники обычно не говорят.
В кои-то веки «последнего европейского диктатора» поддержал «светоч демократии» Михаил Саакашвили, заявивший западным СМИ, что Россия как перчатки меняет демократические правительства на постсоветском пространстве, подразумевая и Украину, и Киргизию, и вообще вот-вот восстановит СССР, согласно мечте и проекту Владимира Путина. Эскападе о «смене Россией демократических правительств» сильно удивились в Киргизии. Здесь не считают Бакиева, разделившего страну между собой, детьми и шестерыми своими братьями, демократом.
Впрочем, такой подход характерен для Тбилиси. Например, несмотря на то что Польша высказала удовлетворение ходом расследования катастрофы борта номер 1 под Смоленском, грузинские «эксперты» без чьей-либо просьбы стали проводить свое собственное, и большинство мировых специалистов непостижимым образом установили: под Смоленском было нечисто – Москва давно хотела получить в Варшаве лояльный режим.
Вот так скоро и лихо, без всяких просьб извне, разобравшись с Украиной, Киргизией и Польшей, Грузия посчитала недостаточными имеющиеся факты для признания геноцида армян в Османской империи и в соответствующей просьбе армянской диаспоре отказала. Нужно, дескать, заключение экспертной группы, было истребление или нет, сказали армянам в парламенте Грузии. Армяне, не будь дураки, тут же уличили грузин не то чтобы во лжи, а в непоследовательности, напомнив, что армян Джавахети грузины называют не коренным населением региона, а пришлым в результате резни в Турции.
Впрочем, что Армении обижаться на Грузию, опасающуюся испортить отношения с Турцией, если даже США не решаются на это. Как и прогнозировалось, Барак Обама предвыборное обещание, данное армянской общине США, не сдержал. В своей речи, посвященной 95-летию геноцида, он не стал произносить «геноцид», а, как уже делал один раз, употребил «Мец Егерн», что в переводе с армянского означает «Большая катастрофа».
Между тем 24 апреля траурный митинг в центре Стамбула устроили представители турецкой интеллигенции, считающие, что властям пора признать эту трагическую страницу истории и начать отношения с Арменией с чистого листа. На деле, однако, иначе. Анкара не отказалась от предусловий к Еревану, без выполнения которых считает невозможным примирение, а армянская сторона в четверг объявила об исключении вопроса ратификации «швейцарских протоколов» из парламентской повестки, а заодно пригрозила отзывом подписи под ними. То есть полным аннулированием всего армяно-турецкого процесса сближения.