В воскресенье 70 лет исполнилось выдающемуся, а наверное, можно сказать – великому танцовщику, народному артисту СССР Владимиру Васильеву. В Большом его юбилею посвятили «Жизель», но Васильев полетел в Пермь, где юбилей решили праздновать на широкую ногу. В Нью-Йорке предстоят большие торжества с гала-концертом, в Европе, говорят, тоже, но позже, хочется надеяться, в Москве тоже будут. Пусть позже, но – с тем размахом, которого достоин Васильев.
Еще об одном юбилее. На минувшей неделе исполнилось 60 лет Степаниде Борисовой, якутской актрисе, участнице нынешней «Маски» – Федор Павлов-Андреевич пригласил ее в свой спектакль-перформанс «СТАРУХЫ» по Хармсу. Она в этом сорокаминутном представлении сидит на каком-то странном возвышении, как египетский Сфинкс, неподвижная, только голос – ее голос и, как эхо, откуда-то сзади – голос самого Павлова-Андреевича, подхватывающего ее рассказ, вернее, внахлест, они идут по сюжету, не оставляя надежды паузам: сорок минут – и всё. Ее распев, правда, не дающий полного представления о возможностях горлового пения, в чем она – мастер, и тихий голос режиссера. Борисова фигурировала в номинации «Лучшая актриса» в драматическом театре, а сам спектакль – в номинации «Эксперимент». Ни ей, ни спектаклю так ничего и не дали. Я подумал: им бы в «Инновацию» – может, там бы заметили и признали? Что такое сегодня эксперимент в театре, в искусстве вообще? Это – вопрос. Валерий Фокин в выходные показал в Александринском театре премьеру «Гамлета». Молодежь в восторге. Это понятно: в речах Гамлета, между прочим, возникает «прикол», какие-то другие разговорные и даже вполне бранные словечки, но не стеба ради, мне кажется. Потому-то премьеру принял и наш главный специалист по Шекспиру Алексей Бартошевич. Час сорок – и весь «Гамлет», и все, как говорится, дела.
Теперь новость, которая, рассказывают, сильно обрадовала измученных многомесячным противостоянием актеров Нижегородского театра юного зрителя. «НГ», разумеется, не раз уже писала о том, как минувшим летом в театр привели нового директора, как он, не разобравшись, назначил своим заместителем режиссера, до того дважды уже работавшего в этом театре и дважды покинувшего театр, не имея больших художественных побед, и т.д. Владимир Золотарь, режиссер, чьего «Короля Лира» минувшей осенью показали в Москве, с каждым днем терял последние возможности для нормальной работы в театре. И вот – соломоново решение местного культурного руководства: директора театра Максима Крохина освободить от занимаемой должности, раз уж он никак не может найти общий язык с режиссером и большей частью актеров театра, а на его место назначить спокойного Александра Гарьянова, который до того был директором Нижегородского академического театра кукол. Но Крохина в беде не бросили: он теперь назначен на место, освобожденное Гарьяновым. Кадровый голос, может быть, не в России еще, но в отдельно взятой Нижегородской области дает себя знать?