Прошедшая неделя не выглядит вялой – и прежде всего благодаря пятничному съезду «Единой России», фактически открывшему, как и предсказывала «НГ», президентскую избирательную кампанию. Владимир Путин в Новосибирске успешно освоил новый жанр – прямое общение премьера с представителями региона. Можно себе представить, какое впечатление на электорат произведут за два года, оставшиеся до парламентских выборов, еще семь подобных мероприятий. Официальный формат партконференций, заметим, в отличие от полноценного съезда позволяет организаторам не только проводить их в четыре раза чаще, но и заодно избежать появления на площадке партии власти президента. Напомним, Дмитрий Медведев произнес на последнем съезде ЕР речь, которая сильно отличалась от того, что говорил однопартийцам их лидер.
Усиление позиций «Единой России» на прошедшей неделе выразилось не только в демонстрации единения с собственным лидером, но и в полном игнорировании членом ее высшего совета, столичным мэром Юрием Лужковым советов президентской администрации. Напомним: ранее в его адрес из Кремля прозвучало пожелание не выставлять 9 мая в Москве плакатов с изображением Сталина.
Однако аккурат в те дни, когда Владимир Путин вместе с премьером Дональдом Туском посещал мемориал в Катыни, где рядом с поляками лежат останки десятков тысяч наших репрессированных соотечественников, московские власти объявили о твердом намерении все-таки портреты выставить. В десяти местах столицы. Даже несмотря на то, что этот демарш неизбежно вызовет огорчение жертв сталинизма. Среди которых, заметим, немало тех самых ветеранов, о которых якобы пекутся устроителя праздника.
В то время как часть партии власти готовилась к важным мероприятиям, другая ее часть не забывала о своей главной миссии. Дождался своего очередного звездного часа, к примеру, депутат и бывший нашист Роберт Шлегель, предложивший новые поправки в закон о СМИ. Парламентарий призвал Думу запретить прессе информировать население о терактах. Гораздо полезнее для граждан, уверен Шлегель, узнавать о произошедшем постфактум, из сообщений официальных лиц, – чтобы еще раз восхититься заботой власти о своих подданных. Понятно, куда клонит Шлегель. Обладая крепкой генетической памятью, депутат, вероятно, тоскует по временам черных тарелок-репродукторов, которые в старые времена исключительно правильно информировали граждан.
Любителей отслеживать поведение прессы на Охотном Ряду оказалось на прошедшей неделе предостаточно. Депутату Сергею Абельцеву, к примеру, статья Михаила Ходорковского в «Независимой газете» показалась вредной с точки зрения экстремизма. Абельцев сообщил об этом куда надо, а может, это откуда надо пришла ему команда – трудно судить с полной определенностью, поскольку сам парламентарий предпочитает общаться с народом через правоохранительные органы.
Бурление жизни к концу недели растревожило Думу окончательно, и нижняя палата сподобилась в пятницу разработать текст обращения к вице-премьеру Сергею Иванову. Таких коллективных запросов в году бывает от силы два-три. Дума долго размышляла: что бы такого сделать патриотического. И вдруг обнаружила происки врагов у себя под носом, в аэропорту «Шереметьево». Парламентское расследование показало, что терминалы там обозначены буквами латинского алфавита. Что затрудняет гражданам, малознакомым с иностранными языками, вылетать за рубежи нашей родины. Думцы потребовали у правительства объяснений. Почему-то в зоне внимания парламентариев не оказались аналогичные обозначения кресел в салонах. Впрочем, авторы запроса, видимо, решили, что это уже не так важно: если люди вошли в самолет, как-нибудь рассядутся. Не передерутся.