Прошедшая неделя началась с предостережений экспертов: затормозившиеся переговоры по новому Договору СНВ могут привести к полному развалу всей системы контроля над вооружениями в мире. Российская и американская власти внимательно прислушались к опасениям, высказанным в «НГ». И уже в конце недели было объявлено не только об окончании переговоров, но и о конкретных показателях сокращений. Таким образом, Дмитрий Медведев в течение года все-таки сумел модернизировать одно из главных направлений нашей внешней политики. Хотя в целом российско-американские отношения до конца так и не перезагрузились.
Вот и внутри страны модернизация тоже пока демонстрирует лишь частичные успехи. Практически в полном соответствии с бессмертными словами – если кто-то кое-где у нас порой. Вот, положим, и место для города инноваций уже выбрано, и представители крупного бизнеса, за его возведение ответственные, уже отобраны, но все равно на самом деле модернизированного пощупать в нашей стране, в общем-то, и нечего. Более того, именно на прошлой неделе глава РСПП Александр Шохин засомневался в том, а получится ли внедрять инновации на нашей – или совершенно отставшей или серьезно разваленной – технологической базе. Набросились на него просто все: ведь его путь предполагает, что реальных последствий политики модернизации россияне могут не увидеть в течение долгих лет. Пробивать же единичные и тем более простые для пиара проекты гораздо целесообразнее для власти.
Частичная модернизация – вот modus operandi наших руководителей. Такое впечатление, что с вершин тандема брошен призыв: модернизируем все, что можем, главное – сейчас! Реформирование судебной и правоохранительной систем – дело трудное и, главное, долгое? Раз так, есть другой способ: правим действующие законы, скажем, для того, чтобы минимизировать пороки этих систем в отношении, например, предпринимателей. На прошлой неделе Госдума как раз и проголосовала за такую инициативу президента. Интересно, что за пару месяцев до появления президентского законопроекта единороссы с трудом получили от правительства согласие на подготовку собственного. Вариант ЕР был урезанным и явно компромиссным с силовыми ведомствами страны, которые как раз и занимаются «усаживанием» бизнесменов.
Напомним, что именно в ходе обсуждения своего проекта некоторые единороссы призвали МВД самораспуститься. Ведомство такому совету не последовало, а на прошедшей неделе его глава Рашид Нургалиев объявил о работе над новой редакцией закона о милиции. Пока «лучшие умы» российской правоохранительной системы сидят за своими компьютерами, проводится, как известно, частичная модернизация МВД. Опять же по инициативе президента, который повелел милиционерам сократиться как минимум на 20%. Но у тех, в свою очередь, в запасе тоже есть «инновации». К примеру, глава московского ГУВД Владимир Колокольцев считает, что задержанных на несанкционированных митингах граждан не штрафовать надо, а арестовывать на 15 суток.
Ну а самыми показательными в этом отношении являются два решения, сами по себе абсолютно бесспорные и полезные. Запрет в России книги «Mein Kampf» – это, конечно, хорошо. Но почему же книги, это творение пересказывающие или интерпретирующие, тоже не запрещены. Вместе со всей остальной продукцией такого рода. Такого же – частичного и заплатного – рода и приказ Медведева отменить разрешенный для водителей алкогольный минимум. Понятно, что отучать россиян пить за рулем, а гаишников – не подставлять трезвых водителей, – это все дело долгое. Лучше эти 0,3 промилле вообще отменить. Но почему же тогда не отменить и гаишников?