На прошлой неделе в кулуарах активно обсуждалось интервью, которое Михаил Плетнев дал «Российской газете». Художественный руководитель и главный дирижер Российского национального оркестра считает, что в год своего 20-летия коллектив «получил пощечину от государства». Что так раздосадовало Михаила Васильевича? Поясним: с 2010 года два оркестра – Национальный филармонический оркестр России с Владимиром Спиваковым во главе и оркестр «Новая Россия», которым руководит Юрий Башмет, стали обладателями президентского гранта, что существенно облегчило (заметим, и без того нескудное) финансовое состояние коллективов. До сих пор оба оркестра – как и РНО – получали правительственный грант, с 2007 года. Как говорит Михаил Плетнев, включение РНО в список счастливчиков висело на волоске, и помогло только его личное вмешательство – на вручении Госпремии он напрямую обратился к Владимиру Путину.
Заметим, государственную поддержку оказали частному оркестру, что было, в общем, исключением – до тех пор (да и после) дотировались только государственные коллективы.
Конечно, если бы РНО остался за бортом премьерской поддержки, это вызвало бы огромный общественный резонанс. Этот коллектив – и это бесспорный факт – может конкурировать только с двумя российскими оркестрами, и оба они базируются не в Москве. Со временем стало очевидным, что на частной основе, даже и с грантом, существовать нынче крайне невыгодно, поскольку то восторженное покровительство западных компаний и меценатов, которым Российский национальный пользовался в «лихие» 90-е, падало по мере роста цены на нефть. Накануне 20-летия РНО получил государственный статус – по сути, путем уничтожения другого коллектива, оркестра Вероники Дударовой. Разговор об этичности такого шага Министерства культуры оставим за скобками данного материала. Примем точку зрения, что укрепить позиции РНО для Минкульта было более важной и приоритетной задачей, чем удерживать на плаву слабый и год от года только слабевший дударовский оркестр. Вот такую пощечину получили Российский национальный оркестр и Михаил Плетнев от государства.
Повторюсь, я считаю Российский национальный оркестр лучшим в Москве. Замечу для читателя – входит он и в двадцатку лучших оркестров мира, куда не входит ни один из четырех московских получателей президентского гранта (это ГАСО им. Светланова, БСО им. Чайковского и два названных выше коллектива). Конечно, оркестр Плетнева – если принимать во внимание его уровень – первый претендент «на повышение». Но гранты получают коллективы Башмета и Спивакова. Чем продиктовано решение поощрить именно эти оркестры? По словам Алексея Шалашова, сказанным в недавнем разговоре с корреспондентом «НГ», инициатива Минкульта продиктована необходимостью поддержать оркестры, которые образовались в XXI веке: «Очевидно, что надо беречь и хранить исторические бренды, но существуют и молодые, активно пробивающиеся коллективы – в данном случае я говорю не о конкретике, а о подходах. Таким образом, мы создаем ситуацию, при который возможна творческая, а не финансовая конкуренция. Поясню: всегда была конкуренция за уровень музыкантов – чем выше у вас обеспечение, тем вы лучше играете. Если у всех равные возможности, остается одна творческая конкуренция». Заметим, что оркестр «Новая Россия» – ребрендинг «Молодой России», существовавшей еще в XX веке. Ну, да ладно. Зато последствия творческой конкуренции уже наверняка ощутили другие московские коллективы – лучшие музыканты из «премьерских» оркестров уже наверняка играют конкурсы в новоявленные «президентские», то есть пресловутая творческая конкуренция, как яд замедленного действия, уничтожает другие коллективы. Я думаю, что Башмет и Спиваков, чтобы получить президентский грант, скорее всего поступили так же, как Плетнев в 2006 году, то есть обратили внимание на свои оркестры. Не сочли зазорным обратиться к премьеру, президенту или его ближайшим подчиненным. В конце концов, возможно, для этого они годами сокращали дистанцию с властью. А Михаил Плетнев, очевидно, ждал, что ему в этот раз грант принесут на блюдечке с золотой каемочкой. А когда было поздно – то есть решение было не в его пользу, – все-таки снизошел до разговора с Александром Авдеевым, которому уже ничего не оставалось, как развести руками. Многим бы хотелось быть и независимым, и с грантами. Но таких примеров в новейшей истории, во всяком случае – в музыкальной жизни, я с порога не назову. Думаю, Михаил Васильевич это понимает. Так, может быть, стоило хотя бы поблагодарить власть и за грант 2007 года, и за госстатус┘
«Осталось большое количество оркестров, которые имеют грант правительства РФ, но это не значит, что они никогда не смогут перейти на более высокое финансирование», – говорит Алексей Шалашов, явно чувствуя мою обиду за РНО. Но Михаил Васильевич, очевидно, не понимает, что этот вопрос будут решать те же люди, которых он косвенно назвал преступниками против культуры в своем свежем интервью.