В Украине разбирались, чей кандидат в президенты лучше.
Фото Reuters
Всю минувшую неделю на постсоветском пространстве разбирались. В Украине – Юлия Тимошенко с Виктором Януковичем. И не факт, что вчерашним голосованием все и закончилось. Оба кандидата в президенты дали понять, что любой исход, кроме собственной победы, будут расценивать как фальсификацию выборов и продолжат разбирательства в суде и на улице.
Параллельно обе конкурирующие силы разбирались с 2000 «наблюдателей» из Грузии, которые в первом туре ходили незарегистрированные по улицам донбасских городов и одним своим видом, говорят, весьма грозным, отбивали желание что-нибудь сфальсифицировать в пользу Януковича. К требованиям голубых к грузинскому президенту Михаилу Саакашвили: «Отзови провокаторов!» – и оранжевых к нему же: «Не отзывай наблюдателей!» – подключилась грузинская же оппозиция, обвинившая Михаила Николаевича во вмешательстве в дела самостийной Украины. Он, подумав, в разбирательствах в братском государстве решил не участвовать и посланцев отозвал домой. Благо в самой Грузии есть с чем разбираться – куда ни глянь, везде не слава богу. А тут еще бурные весьма разбирательства: имеет ли право часть оппозиции во главе с экс-премьером Зурабом Ногаидели вести какие-то переговоры с Москвой? Похоже, общество объявит переговоры аморальными.
Соседние Армения с Азербайджаном тоже разбирались, на кого же больше давит мировое сообщество, требуя прогресса в карабахском урегулировании. В Баку решили, что давление все-таки идет на Ереван. В Ереване, наоборот, – давят на Баку. В Нагорном Карабахе понаблюдали за этими разбирательствами и стали укреплять всю линию соприкосновения с азербайджанскими силами, делая ее неприступной по всем канонам современной фортификации.
Объяснить Азербайджану и Армении, чего мировое сообщество требует, взялся теперь Казахстан на правах нового председателя в ОБСЕ – глава МИДа этой страны собрался в вояж по Южному Кавказу. Узбекистан, конкурирующий с Казахстаном за лидерство в Центральной Азии, разобрался, что без полноценных отношений с США конкуренцию эту не выиграть. И президент Ислам Каримов утвердил план взаимодействий по расширению партнерства с Америкой, чем Вашингтон сильно обрадовал.
Другие соседи Узбекистана и Казахстана – Киргизия и Таджикистан – в очередной раз пытались разобраться в причинах своего ахового положения. В Бишкеке, чтобы подправить дела, решили было ввести налоги на мобильные телефоны. Но все-таки не ввели, а пошли апробированным путем, «отстучав» SOS в МВФ. В Душанбе же причину бед опять «обнаружили» в недостроенной Рогунской ГЭС. Президент Эмомали Рахмон высказал недовольство темпом реализации акций ГЭС среди населения. Раздражение президента, как подсказывает опыт, может подхлестнуть таджикское общество в деле мелкооптовой покупки акций Рогуна. А самодостаточная Туркмения продолжила политику «разбирательства» своих углеводородных кладовых западными компаниями. На прошлой неделе в Париже президент Гурбангулы Бердымухамедов зазывал французские газодобывающие предприятия. Визит его прошел успешно. Как двумя неделями ранее в Минске.
Белоруссия недолго радовалась «нефтяному договору» с Россией и своим работающим НПЗ. Разобравшись с тем, какую брешь экономике наносят российские пошлины, Минск, подобно Бишкеку, обратился за финансовой помощью в МВФ. Там пока молчат – миссия продолжает работать в Белоруссии, то и дело намекая на то, что пора бы и что-то похожее на рыночную реформу провести для получения транша. Минск, однако, с реформами не спешит, вероятно, надеясь еще раз провернуть «вначале стулья, а деньги – вечером», то есть здесь на деле как раз совсем наоборот.
Вообще МВФ на минувшей неделе, очевидно, первенствовал среди мировых институтов по количеству обращений из постсоветского пространства. Молдавия, пытаясь разобраться, чем для нее и неподконтрольного Приднестровья обернутся президентские выборы в Украине, командировала в Киев премьер-министра Влада Филата. Проблем между Кишиневом и Киевом выявилось немало: хотя бы незаконченный процесс обмена территориями – Украина поделилась с Молдавией выходом к морю, а взамен земли все еще не получила. С этим ли связано или с чем другим – пока не очень разобраться, но Кишинев по примеру коллег по СНГ тоже попросил денег у МВФ. На реформы и ремонт дорог.