Первая неделя февраля завершилась жестким кадровым решением, которое в перспективе может повлиять на работоспособность всего правительства. В субботу премьер Владимир Путин с подачи Минздравсоцразвития освободил от должности главу Росздравнадзора Николая Юргеля (подробнее – на первой полосе). Уволил чиновника премьер не за какие-либо коррупционные преступления или развал работы. За это в России вообще редко кого увольняют. Уволил – за попытку профессионального обсуждения механизмов контроля лекарственного обеспечения. То есть за гражданскую позицию специалиста в сфере своих полномочий – надзоре в сфере здравоохранения. Аргументы о нарушении главой Росздравнадзора согласованной правительственной позиции выглядят не слишком убедительными. Во-первых, сам законопроект «Об обращении лекарственных средств» принят только в первом чтении, и подготовка ко второму чтению как раз и предполагает обсуждение всех возможных поправок. Во-вторых, как показывает недавняя история с транспортным налогом – правительственная позиция по одному тому же вопросу меняется в течение нескольких дней, что, возможно, и является сильной стороной власти, которая пока способна реагировать на разумные аргументы.
Прецедент Юргеля наверняка добавит гибкости чиновникам в отстаивании своих профессиональных суждений. Правда, правительство в целом может лишиться способности критически оценивать собственные начинания.
Между тем поводов для критической самооценки для правительства на неделе было немало. Во вторник и в среду бывший советник Путина Андрей Илларионов указал на ряд экономических провалов, которых можно было бы и не допускать. Прежде всего выяснилось, что по темпам падения экономики среди стран-нефтеэкспортеров Россия занимает первое место в мире. В отличие от нас другие экспортеры углеводородов сохранили экономический рост или лишь незначительно снизили свой ВВП. Кроме того, в результате экономического кризиса Россия вылетела из первой десятки стран с крупными экономиками. По итогам 2008 года российский ВВП по текущему валютному курсу был восьмым в мире – следом за США, Японией, Китаем, Германией, Францией, Великобританией и Италией. По итогам кризиса 2009 года и в результате всех антикризисных действий правительства Россия скатилась с 8-го на 11-е место в мире, пропустив вперед Бразилию, Испанию и Канаду. По мнению Илларионова, выбытие России из первой десятки крупнейших экономик мира стало формальным поводом для ее окончательного исключения из «большой восьмерки».
Будь Илларионов на госслужбе, и его теперь могла бы постигнуть судьба Юргеля. Ведь официальная позиция не предполагает критики антикризисных усилий правительства. В четверг первый вице-премьер правительства РФ Игорь Шувалов заявил, что российская «антикризисная программа была более удачной, чем во многих государствах «двадцатки», и закончили мы год с результатами, которых ожидали».
Кроме работы над ошибками антикризисных мер из правительственной повестки дня теперь может исчезнуть еще один важный вопрос, требующий профессионального обсуждения, – это вопрос о необходимости внешних займов в 2010 году. Не секрет, что многие экономисты призывают в качестве альтернативы займам ограничить рост госрасходов в ближайшие годы. «Утверждать, что государство усвоило уроки 1990-х годов, можно будет, только если бюджетный план не будет скорректирован в сторону увеличения расходов», – заявил в среду главный экономист компании «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков. Если же государство будет наращивать госрасходы и финансировать за счет новых займов, то оживление экономики может остановиться, считает экономист. Можно предположить, что и в правительстве есть экономисты с собственной точкой зрения на пользу внешних займов. Правда, после «урока Юргеля» они вряд ли решатся обсуждать свои аргументы вслух.