Режиссер Андрей Кавун доказал, что и у нас могут делать хороший трэш.
Кадр из фильма «Кандагар»
Нет для журналиста хуже, чем начинать обзор словами «Минувшая неделя никаких сюрпризов не преподнесла». Но, учитывая печальные наши культурные реалии, ежедневно и ежечасно напоминающие флирт павиана со сторожем зоопарка, ответственным за кормежку, думаешь: «А ведь оно и неплохо, что без сюрпризов».
Если для кого-то сюрпризом стал документальный фильм «Оранжевые дети Третьего рейха» в эфире Первого канала – можно только спросить его, зачем этот человек свалился с Луны. Жил бы себе там и дальше, не зная того очевидного факта, что Первый канал (Первый – в большей степени, чем остальные), мне кажется, давно превратился в гигантское пиар-агентство. И вот за наши с вами деньги Леонтьев и руководители канала создают предвыборный продукт, который лежал где-то в анналах со времен холодной войны. На вид он кажется свежачком, но запах такой, что хоть телевизор выбрасывай.
Понятно, что бодаться с главным политическим орудием власти бессмысленно: Первый канал есть проводник властных идей, и программа о Ющенко-гауляйтере без ведома «там» выйти не могла. Как угодно относись к Ющенко, но он пока действующий президент, и начинять свои агитки лежалым агитационным дерьмом – это даже не оскорбление президента соседней страны. Это даже не оскорбление народа этой страны. Это политический марафон под условным названием «Ты, я, он, она – быстро все идите на ...». Опять, опять и опять, в который уж раз, дают нам понять, что мы – быдло из быдл, смерды из смердов, холопы из холопов. Перед лицом 150-миллионной страны можно все – и Леонтьев, позволяющий себе банальную ложь в эфире главного российского канала (например, объявить, что приказом о присвоении Бандере звания Героя Украины Ющенко подвел черту под своим президентством, и народ не пожелал больше видеть его главой государства, – вранье, ибо Ющенко на тот момент в президентской гонке уже не участвовал), – это, похоже, и все, что мы заслужили в борьбе за свободу слова.
«Узнаю тебя, жизнь, принимаю и приветствую звоном щита!» – писал Блок. И пока другие приветствуют ново-старую жизнь звоном своего shit'а, позвольте быстренько воспользоваться нынешним возвратом к старому и настучать властям на Первый канал: они же диверсанты! Стопроцентно – канал работает на падеж рейтинга в украинском эфире, играя на руку фашистам, нацистам, коллаборационистам и прочим онанистам. Всем оранжевым врагам. Тонкая игра, однако...
И уже другими глазами смотрелся шестисерийный фильм Михаила Козакова на канале «Культура» (по-новому – «Россия-К») «Очарование зла» о повальной продажности русской эмиграции, сплошь подавшейся в 30-е годы в агенты НКВД. Претензий к этому фильму так много, что они могли бы занять всю газетную полосу: одномерный подход к теме, поданной, на мой вкус, плоско; слабая, неубедительная игра исполнительницы главной роли – Веры Гучковой, дочери председателя третьей Думы (Наталья Вдовина); перебор со штампами, особенно когда речь идет о ностальгии или о репрессиях; долгое акынство, смысл которого ясен с первой же серии, вылившееся в изрядную скуку... Да и общая скомканность мыслей... Почему этот фильм так долго не пускали в эфир – примерно понятно. И понятно, что цензура тут сыграла далеко не главную роль. Однако уверенность создателей фильма (сценарий Александра Бородянского и Николая Досталя, продюсер Владимир Досталь) в правильности ленинской формулировки «Интеллигенция – г...но нации» сейчас оказывается даже актуальнее, чем подробности всех шашней героев фильма с НКВД и советской властью. Светлые образованные головы Леонтьева, Шевченко и Познера, принявшего на прошлой неделе участие в смехотворной и неловкой возне вокруг конфликта Сергея Миронова и «Единой России» (точнее – инициировавшего эту возню), когда-то излучали мысли, к которым интересно было прислушиваться... Но головы бронзовеют, ставки взвинчиваются... Пропасть между теми, кто прислушивается, и теми, кто прислуживает, разрастается до безбрежности. Очарование зла минует лишь козла.
Прочь от маленького экрана – к экрану большому, где имеются кондиционер и воздух. На минувшей неделе вышел в прокат фильм Андрея Кавуна «Кандагар», рассказывающий известную реальную историю про летчиков, захваченных в плен талибами. Несколько лет назад в «Охоте на пиранью» Кавун доказал, что и у нас могут делать хороший трэш – без смешных голливудских претензий, без выходов на проблемы спасения всего человечества и без стремительных экскурсов в будущее, где нет места ничему живому. Оказывается, боевик может быть вполне камерным, остроумным и даже слегка, по-русски нелепым, как нелепыми становятся все общечеловеческие проблемы, как только они опускаются на русскую почву.