Фото Reuters
Центральным событием недели стало образование нового округа на Северном Кавказе и назначение Александра Хлопонина полпредом и вице-премьером в одном лице. Оба события донельзя интересные и – оставляющие много загадок. Какова роль каждого из первых лиц в этом назначении? Что за новые полномочия появятся у Хлопонина из тех, что недоступны нынешним полпредам? В общем, что-то такое сдвинулось во власти, и вроде бы в правильную сторону, но дорога в ухабах. Опасность которых, похоже, недооценена водителем. Иначе как расценить оптимистические заявления Хлопонина о том, что он не видит проблем для инвестирования в сложном регионе?
Пятничный Госсовет так и не стал праздником для оппозиции. Площадка оказалась великоватой для домашних заготовок единороссовских конкурентов. Они так и не сумели внятно объяснить, почему суды не ломятся от исков с зафиксированными нарушениями на последних региональных выборах. Партии-миноритарии, получившие трибуну в свое распоряжение, не воспользовались случаем для громких заявлений, им явно нечего было противопоставить главному хиту ЕР – заявлению Бориса Грызлова о слиянии регионов. Безвоздушное партийное пространство заполняли по мере сил президент и премьер. Оба они произнесли на мероприятии знаковые речи. Дмитрий Медведев настаивал на модернизации политического процесса. Владимир Путин напомнил о пользе здорового консерватизма.
Реформа МВД обсуждалась со всех сторон, вплоть до предположений относительно нового руководителя ведомства. Эти слухи тотчас опровергались, и было непонятно их авторство. А в обыденной жизни продолжались милицейские наезды на граждан – в прямом и переносном смысле слова. Последний случился в субботу в Москве, когда не вполне трезвые сотрудники ведомства не только врезались в другую машину, но и устроили гигантскую многочасовую пробку на Каширском шоссе. А за несколько дней до этого в Томске скончался от побоев журналист, ставший еще одной жертвой милиционеров. История с Евсюковым, похоже, если и научила чему-то его коллег, так только способу оправдания собственных нарушений: томский истязатель нашел причину случившегося в собственных семейных неурядицах.
Впрочем, на суды, в отличие от граждан, доводы силовиков производят гораздо большее впечатление. На прошедшей неделе был оштрафован журналист федерального агентства РИА Новости – по словам адвокатов, обвинение было явно сфальсифицировано. Реакция граждан и прессы оказалась бурной. Однако Мосгорсуд тут же одернул общественность, попросив ее не оказывать давление на отечественную Фемиду...
МВД перешло в наступление и на другом фронте: в конце недели был взят под стражу Алексей Дымовский по обвинению в мошенничестве. Этот шаг оказался непродуманным: если до этого у граждан и оставались сомнения относительно искренности последнего, то теперь, после ареста опального милиционера, они напрочь развеялись. Кроме того, встал вопрос – что делать с остальными правдолюбцами? Тоже в кутузку?
Прозвучавшее на днях заявление министра внутренних дел об отказе от «палочной» системы похвально. Раскрываемость перестанет быть важнейшим критерием. Непонятно только – а что останется? Избирательность правосудия подтвердилась на прошедшей неделе и в случае со сносом домов в поселке Речник. Что-то говорилось там об интересах экологии, но ведь по соседству сдается в аренду грандиозный новострой, и ничего... Некоторые действия властей выглядели и вовсе необъяснимыми. Как, например, разгон антифашистского митинга в годовщину убийства адвоката Маркелова и журналистки Бабуровой.