Гай Германика не ищет положительных героев. Она просто показывает отрицательных.
Фото ИТАР-ТАСС
На минувшей неделе российское кино постигли радости и разочарования. Из радостей: картина Алексея Попогребского «Как я провел этим летом» отобрана в конкурс юбилейного, 60-го Берлинского кинофестиваля. Из разочарований: картина Карена Шахназарова «Палата № 6» не отобрана в число номинантов на «Оскара». Отбор претендентов в номинации «Лучший неанглоязычный фильм» проходит в два этапа. Сначала комиссия отсматривает все присланные на конкурс ленты, потом определяет тех, из кого впоследствии выберут номинантов.
Иногда кажется, что каждый год наш оскаровский комитет исхитряется провести очередную диверсию прямо у нас на глазах. Одно успокаивает – мы к ней готовы, и на «Оскара» в родных пенатах давно уж плюнули. Однако вызывает почти уважение (изумление как минимум) то упорство, с каким наши отборщики на «Оскара» каждый год умудряются отправить заведомо непроходной фильм. «Двенадцать» Никиты Михалкова два года назад стало исключением.
Оскаровский комитет под руководством оскароносца Владимира Меньшова находится в ведении киноакадемии Никиты Михалкова, поэтому художественные пристрастия здесь вполне определенные. Если посмотреть на тех, кого отобрала киноакадемия в качестве претендентов на «Золотого орла», становится ясно: здесь трудятся люди с другой планеты. На этой планете нет нового кино. На этой планете нет молодых режиссеров. На этой планете не хотят замечать новых имен. Вся прошлогодняя киноволна, представленная Хлебниковым, Вырыпаевым, Мизгиревым, Хомерики, прошла мимо.
Натужный художественный изыск «Палаты № 6» Карена Шахназарова – исключительно для внутренного пользования. «Оскар» к подобным поискам смысла относится неодобрительно, предпочитая их вовсе не замечать. Для большинства членов американской киноакадемии эксперименты с Чеховым – не более чем очередной русский финт. Это здесь, внутри, мы можем спорить, удался эксперимент или не удался. «Оскар» не любит морочить себе голову. Ему нужно ясное исполнение ясной мысли. Как, скажем, в великолепной «Белой ленте» Михаэля Ханеке или «Пророке» Жака Одияра, двух основных претендентах на премию. Казалось бы, факт давно известный. Но, похоже, в недрах академии про него забывают аккуратно раз в год.
Зато Берлин с его демократичной открытостью и готовностью подхватить любое новое веяние поддержал наше молодое кино, выбрав очень непростую ленту Алексея Попогребского «Как я провел этим летом». Легчайшая игра смыслов здесь облечена в форму суровой полярной повести на фоне несказанной природы. Кроме того, Берлинале, известный своим давним интересом к сексменьшинствам, предоставил почетную миссию открытия второй по значимости программы фестиваля «Панорама» фильму Феликса Михайлова «Весельчаки» – о жизни пяти трансвеститов.
Нельзя не заметить того поистине героического рвения, с каким вся страна помогает Первому каналу в раскрутке сериала «Школа». Русская православная церковь, разумеется, и здесь не смогла пройти мимо, осудив Германику и ее телевизионный опус на пресс-конференции, посвященной 18-м Рождественским чтениям. Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин посетовал на то, что фильм не показывает выхода из сложившейся ситуации и что в сериале отсутствует положительный герой. А глава Синодального информационного отдела Владимир Легойда объявил, что в фильме показана не вся правда.
Вспоминается, как в свое время Папа Римский Иоанн Павел II отреагировал на «Последнее искушение Христа» Мартина Скорсезе. Он просто призвал истинно верующих не смотреть эту картину. И все. И – представьте себе! – даже не прошелся по художественным достоинствам, ни слова не сказал о нравственности, о правде, о воспитании подрастающего поколения. Вероятно, он не был так переполнен свежими мыслями... Можно себе представить, как на Первом радуются такому пиару.
Пока РПЦ боролась с неправдой в телеэфире, в том же телеэфире отмечал 50-летие вечный мальчик отечественного кино Дмитрий Харатьян. Точнее, не он сам отмечал – его «отмечали». Как-то так случилось в последние годы, что юбилеи стали прекрасным поводом поговорить о пороках, ошибках, грехах юбиляра. Радостно, что теперь, после шквала телепрограмм о Харатьяне, вся страна узнает, сколько, как, когда и с кем он пил. И более ничего. Похоже, наше телевидение любит артистов только за это.