Новый ректор РАТИ (ГИТИС) – Карина Мелик-Пашаева.
Фото ИТАР-ТАСС
На минувшей неделе почти одновременно была поставлена точка в премиальной гонке-2009 и был дан старт гонке-2010. Премия кинокритиков «Белый слон» раздала призы, а первая (в хронологическом, разумеется, смысле) кинопремия «Золотой орел» объявила своих номинантов. Примечательно, что в большинстве номинаций даже не встречаются одни и те же имена и названия. Если критики назвали лучшей лентой года «Волчок» Василия Сигарева, предпочтя его фильму «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» Андрея Хржановского и «Сумасшедшей помощи» Бориса Хлебникова, то орлиный взор михалковской академии эти работы даже не заметил. Зато номинировали такие работы, как «Палата № 6» Карена Шахназарова, «Царь» Павла Лунгина, «Стиляги» Валерия Тодоровского, «Петя по дороге в Царствие Небесное» Николая Досталя, «Анна Каренина» Сергея Соловьева.
Подобное несовпадение – нонсенс. Конечно, никто не говорит, что все должны мыслить в одном строго отведенном направлении, однако полярные пристрастия критиков и одной из киноакадемий указывают не столько на разницу во вкусах, сколько на неспособность академиков оценить реальное качество фильмов. «Орел», хоть и должен по определению обладать острым зрением, обычно хватает то, что на поверхности. И очень странно, что академия № 2 умудрилась не заметить целой обоймы нового российского кино – ни «Волчка», ни «Сумасшедшей помощи», ни «Бубна, барабана», ни «Кислорода», ни «Сказки про темноту». Все, что составило главное содержание минувшего киногода, прошло мимо.
Вероятно, чтобы расправиться со всеми проблемами в старом году, не обошлось на предновогодней неделе без освежения кадров. Завершился долгий спектакль под названием «Выборы ректора РАТИ». Проректор по научной работе Карина Мелик-Пашаева обошла Давила Смелянского, другого кандидата на эту должность. Новый ректор, приверженец эволюционно-консервативных методов обучения и управления, вероятно, оказалась больше по душе и преподавателям, и студентам своей спокойной программой. Мелик-Пашаева, отработавшая в ГИТИСе три десятилетия, считают, прочно стоит на гитисовской земле и в заоблачные дали не смотрит. Смелянский же, имеющий в арсенале еще не один проект (что тоже вызывало нарекания – мол, не будет уделять ГИТИСу все свое время), собирался выводить академию за собственные рамки, хотел наладить, например, совместную работу с СТД, чтобы, как говорится, дальше все было «быстрее, выше, сильнее»...
Если кадровые перестановки в РАТИ были произведены на основе доброй воли, то есть выборов, то предновогодняя суета на цирковых просторах закончилась волевым решением начальства: Мстислав Запашный освобожден от должности главы Росгосцирка, временно исполняющим обязанности назначен его заместитель Александр Калмыков. Еще в мае министр культуры РФ Александр Авдеев раскритиковал Запашного, объявив, что тот не справляется с работой. Случилось это вскоре после того, как глава Росгосцирка попросил из бюджета 24 млрд. руб. Таких денег ему, конечно, не дали, более того – упрекнули, что из-за плохой работы Росгосцирка страна недополучает духовной пищи. Упрек прозвучал из недр Госдумы, а там толк в цирке знают.
Чем искусство массовее, тем оно для государства важнее.
Кинематографисты, тоже в этом году оскандалившиеся, готовятся в новым боям в новом году. В четверг Пресненский суд отклонил иск Марлена Хуциева с требованием признать нелегитимным собрание в Гостином Дворе (и его решения – соответственно). Хождения по инстанциям продолжатся, еще остались Верховный суд да Страсбург.