Владимир Путин ударно завершает политический год.
Фото Reuters
Не успели въедливые журналисты задать правительству вопрос – почему не объявили траур по жертвам «Невского экспресса», как он и был объявлен – подоспела новая катастрофа. На этот раз загадок не было: снято начало пожара, задержаны владельцы заведения. Однако научит ли кого-нибудь последняя трагедия? Возможно, у остальных хозяев подобных заведений появится смутная мысль о том, что проще запретить иллюминацию и оборудовать запасной выход, чем дать взятку пожарному, а потом сгореть заживо и сжечь своих клиентов. Может, история эта и самих россиян научит внимательно приглядываться к интерьеру – в поисках таблички: «Запасной выход». Однако в субботу московский мэр фейерверки запретил, но уже вечером в районе Чертанова гремел самопальный салют – неизвестно чему и кому посвященный. И так будет до тех пор, пока граждане не привыкнут к мысли – обходить законы опаснее, чем их соблюдать. Даже если чиновники – которые и есть органическая часть того самого электората – за многие годы приучили остальной народ к мысли противоположной. Этот порочный круг пока не удается разорвать никакими призывами к модернизации.
Всю неделю, вплоть до пермского пожара, обсуждались версии взрыва на железной дороге. В результате непоняток осталось столько же, сколько и в начале дискуссии. Во всяком случае, хорошо, что попутно всплыли проблемы некачественного оборудования – кресла-убийцы. Единственным бесспорным фактом стал героизм россиян, которые проявили себя вовсе не быдлом, как их часто изображают искушенные политики и политологи, а порядочными людьми, способными сопереживать и мучиться вместе с согражданами. Беда показала, что кризис не ожесточил сердца. Во всяком случае, большинства народонаселения.
Между двумя жуткими катаклизмами вклинилось главное событие года – сеанс прямой связи премьера Владимира Путина с народом. Главное не потому, что целый ряд граждан, допущенных к микрофону, решил свои проблемы. А потому, что окончательно прояснились планы руководства страны на ближайшее будущее. Которое может оказаться долгим – вплоть до 2022 года. Эти три двойки скоро окажутся в центре внимания пиарщиков – поскольку есть все основания полагать, что на прошедшей неделе стартовала президентская кампания.
При этом совсем не факт, что Дмитрий Медведев не будет баллотироваться, как решили было наблюдатели после известной путинской фразы о том, что лидеры «договорятся». После заявления главы государства по поводу возможного выдвижения своей кандидатуры отказ от этого поступка выглядел бы каким-то отступлением. Некоей уступкой Путину, в которой тот вовсе не нуждается. 2012 год придется на тот период, когда Россия вслед за другими странами вынырнет (полностью или частично) из кризиса, и заслуга в этом будет целиком возложена на премьера, который умело провел корабль отечественной экономики сквозь дефолтные бури к привычному нефтяному благополучию.
Заметим: ни разу Владимир Путин не упомянул о своем лидерстве в «Единой России». Он выступал только как премьер, оставляя в тени главный ресурс на будущих выборах.
Глава правительства вообще подчеркнуто не касался проблем политических, демонстрируя свою зацикленность – в хорошем смысле слова – на каждодневных нуждах сограждан. Впрочем, в этом как раз и заключалась важнейшая политическая сторона его выступления. Получилось, что премьер заключил 2009 год – именно его речь станет прологом предвыборного 2010-го.