Михалков попросил у премьера миллиард.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)
Минувшая неделя прошла под знаком полной победы государства над кинематографом. Хотя на первый взгляд – на тот самый взгляд, которым мы вроде должны смотреть на все происходящее, – это выглядит как доброе сотрудничество, ласковый патронат власти над российской десятой музой. Никита Михалков на первом заседании Совета по развитию отечественной кинематографии при российском правительстве в присутствии премьера Владимира Путина объявил: тех 4,9 млрд. руб., что государство пообещало выделять на кино, недостаточно, чтобы развивать кинематограф. На копейки индустрию не поднять, здесь нужно порядка миллиарда долларов.
Путин миллиарда не пообещал, что дало повод некоторым расстроиться. Однако, судя по некоторым его заявлениям, огромные вливания в кинематограф скорее всего будут, только афишировать их не станут.
Новая система господдержки, предложенная на заседании совета, выглядит так: отныне госсредства на создание фильмов будут выделяться не на конкурсной основе, как это было раньше, а наиболее крупным кинокомпаниям, предварительный список которых уже подготовлен. Компаниями-счастливчиками объявлены «Централ партнершип», «РВС Санкт-Петербург», «Студия Тритэ Никиты Михалкова» и некоторые другие. Деньги будут выделять под устраивающие государство проекты – разумеется, патриотической направленности (почему-то именно в этом наши власти всегда видели и видят роль кинематографа – воспитывать патриотизм). Через некоторое время, по выходе фильма в прокат, часть прибыли будет возвращена государству через созданный Фонд поддержки отечественного кинематографа.
В связи с революцией в отношениях государства и кинематографа возникает масса поводов для недоумения. Так, например, хотелось бы знать, что делать и как жить студиям, не создающим патриотического продукта. Могут ответить: пусть живут, как жили раньше. Но раньше у них не было такого мощного конкурента в виде студий-гослюбимчиков. Проще говоря, государство своими руками готово придушить кинематограф, если он не укладывается в четкую государственную идеологию. При этом премьер-министр демонстрирует такое неведение по части кино, что хочется назвать его киносвиту либо непрофессиональной, либо предельно лукавой. Высказанная Михалковым и Эрнстом мысль о том, что только новая система финансирования поможет отряхнуться от тех, кто хочет государственных денег лишь для того, чтобы пройтись по красной дорожке, премьеру понравилась. Однако никто не объяснил ему, что проход по красной дорожке – Каннской ли, Венецианской ли, Берлинской ли или многих других – собственно, и есть признание. Качество фильма измеряется не кассовыми сборами. Именно те режиссеры, у кого нет шансов получить деньги от государства, и вызывают наибольший интерес за рубежом – Герман, Сокуров, Хлебников, Сигарев, Звягинцев┘ Именно их, кстати, и смотрит не только фестивальная публика, но и зритель. Получается, вместо того, чтобы поддерживать новое талантливое кино, государство будет вбухивать огромные деньги в кинонацпроекты.
Сетования Путина на то, что только каждый шестой наш фильм востребован в зарубежном прокате, показывают, что премьер-министр с проблемой не знаком. Все раскрученные дорогие фильмы, на которые делало в последнее время ставку государство и под которые выделяло очень солидные суммы, зарубежного зрителя не заинтересовали ни с какой стороны – ни «Тарас Бульба», ни «Адмирал», ни «1612». Если бы не то что каждый шестой, но хотя бы каждый 20-й наш фильм был востребован в зарубежном прокате, можно было бы говорить о триумфальном выходе российской киноиндустрии на мировой уровень. Сводки результатов проката нашего кино за границей основаны на информации из Украины, Белоруссии, Таджикистана, Узбекистана – тоже ведь зарубежье. А определение «ближнее» можно и опустить.
Шансов всерьез выйти в мировой прокат у нас пока нет. Значит, огромные деньги, которые будут вкладываться в кино – теперь уже по новым принципам, – «отработают» на своей территории, их кассовые сборы, конечно же, будут впечатляющими. Прибавить к этому разговоры о том, что у нас мало кинотеатров и надо строить новые, – и становится ясно: конечная цель данной революции – студиям сначала выкачать деньги из государства, потом государству – из народа. Вот и все искусство.