Страна ждет очередное Послание президента Федеральному собранию. И хотя формально именно таким образом нигде о Послании Дмитрия Медведева не говорится, но практически все политические события прошедшей недели оказались связаны с ним. Само мероприятие в предварительном порядке намечено на 12–13 ноября. И еще пару недель назад в Кремле все были просто в панике: мол, президенту практически нечего сказать на внутриполитическую тематику. Но теперь ситуация явно изменилась.
Например, возникла идея сказать в Послании о необходимости реформирования избирательных законов. Дмитрий Медведев сам сказал об этом главе ЦИК РФ Владимиру Чурову. Ничего радикального, впрочем, не ожидается. Президент у нас, как известно, во всем предпочитает эволюцию революции. Повышение ответственности Центризбиркома за выборы всех уровней и некоторое снижение количества подписных листов для регистрации кандидатов от внепарламентских партий – вот такой малой кровью, по данным «НГ», обойдется Медведев.
Не слишком много говорить в Послании о выборах у президента получится еще и потому, что перед ним возник гораздо более интересный вызов. Медведеву открылся шанс стопроцентно подтвердить свой либеральный имидж. Ведь с начала 2010 года российские суды теоретически получают право приговаривать преступников к смертной казни. Мораторий на нее, введенный Конституционным судом до тех пор, пока по всей России не появятся суды присяжных, истекает. Чеченская Республика уже сформировала органы местного самоуправления, которые только и имеют право формировать списки присяжных. И с нового года препятствий для назначения смертных приговоров уже не будет. Верховный суд заранее попросил своих коллег из Конституционного разъяснить, так ли это на самом деле.
Но из Кремля пошла информация, что президент скажет свое слово гораздо быстрее КС. В принципе экспертами уже разработано множество способов продлить мораторий и дальше, но главе государства, конечно, не пристало заниматься всякими хитростями. Он, возможно, и не станет. Недаром глава думского комитета по законодательству Павел Крашенинников, считающийся очень близким к нему человеком, на неделе дал такой совет. Мол, в Госдуме лежит готовый к ратификации протокол № 6 об отмене смертной казни. Надо его взять и одобрить, считает Крашенинников. В свое время Владимир Путин сделать это отказался, сославшись на негативное мнение народа и парламента. Медведев же, напротив, уже давно намекал, что он бы не потакал дремучим предрассудкам, а повел бы общество к новым горизонтам. В Послании президента вполне может появиться такая задача.
Но вот чего в обращении к Федеральному собранию Медведев не скажет точно, так это о партии «Правое дело». Прежний президентский любимчик теперь выпал из фавора. Праводельцы на прошлой неделе продолжили запутываться во взаимоотношениях между своими сопредседателями. Один из них – Борис Титов – давно настаивает на том, что в партии должен быть единоличный лидер. И вот теперь он придумал обходной маневр: объявил, что согласен возглавить исполком ПД. Но его друзья-соперники снова сказали – нет. Между тем вокруг тушки «Правого дела» уже закружились стервятники. Тут и общественное движение СПС, и «Правая Россия», инициированная Андреем Богдановым – лидером бывшей Демпартии.