В последнюю неделю октября стали ясны экономические итоги третьего квартала. В России Минэкономразвития (МЭР) и Росстат сообщили о замедлении спада. А Минторг США объявил о начале экономического роста – с темпом 3,5% в ежегодном измерении. При этом как в России, так и в США сохраняются высокая безработица и низкий уровень инвестиций, которые не дают надежд на быстрое оздоровление.
По расчетам американских экономистов, ВВП США в третьем квартале вырос в годовом измерении на 3,5%. Затраты потребителей на покупку товаров длительного пользования выросли в этом квартале на 22,3%, если считать в годовом измерении. Однако безработица в сентябре выросла в Штатах до 9,8%, что стало антирекордом за последние 26 лет.
По данным МЭРа, которые были опубликованы ровно неделю назад, падение российского ВВП за январь–сентябрь составило ровно 10%, а спад промышленного производства – 13,5%. По предварительной оценке ведомства Эльвиры Набиуллиной, в сентябре падение экономики замедлилось, составив 8,6% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года против 10,5% в августе. Это замедление объясняется более низкой базой сравнения, а также некоторым восстановлением помесячного роста в 2009 году. Как известно, замедление российского ВВП явно обозначилось в сентябре прошлого года, и поэтому на его фоне нынешний сентябрь выглядит уже не так плохо. С учетом сезонного и календарного фактора положительную помесячную динамику ВВП наблюдатели из Минэкономразвития прослеживают с июня этого года. После некоторого замедления в августе (0,1%) в сентябре рост ВВП составил 0,5%.
Впрочем, за однопроцентным падением реальных доходов населения, о чем в пятницу сообщил Росстат в своем очередном докладе, как оказалось, скрывается печальная картина разбитых региональных экономик. Ранее, в четверг, тот же Росстат опубликовал 300-страничный мониторинг экономического положения субъектов страны, в котором приведены шокирующие данные. Оказывается, почти в 20 российских регионах реальные доходы населения сократились более чем на 10%. При этом речь идет не о проблемных территориях Северного Кавказа, а о центральных областях России, Поволжья и Урала. Так, за восемь месяцев 2009 года падение доходов в Рязанской области превысило 21%, в Вологодской и Ивановской областях приблизилось к 18%. Промпроизводство в Ивановской области за девять месяцев упало на 21,3%, в Вологодской и Рязанской областях – на 21,5%. Эти регионы и до кризиса не отличались большим достатком – среднедушевые доходы здесь достигали в лучшем случае 8–10 тыс. руб. Падение же доходов на 20% эквивалентно тому, что каждый пятый житель остался из-за кризиса вообще без средств к существованию. Однако экономисты и социологи уверены, что никаких массовых протестов в российской глубинке не будет – люди здесь готовы и к тотальной экономии, и к поиску дополнительных заработков.