На прошедшей неделе правящий российский тандем опять общался с гражданами страны через средства массовой информации. И в очередной раз подтвердил уже отмеченную «НГ» тенденцию: российским СМИ подается лишь простой пропагандистский винегрет, а вот иностранным предлагаются, так сказать, блюда от шеф-повара. И уже не в первый раз изготовление винегрета достается Дмитрию Медведеву, а Владимир Путин поражает публику изысканным кушаньем.
Напомним: неделю назад президент пришел в студию Первого канала, чтобы именно в таких боевых условиях – вроде как фактически в прямом эфире – дать очередное интервью. Текст которого стал долго и живо обсуждаться. В современной истории президенты на телеканалы не ездили, отметила тогда пресс-служба Медведева, и назвала это любопытным опытом. Подтекст здесь вполне понятный – мол, раньше телеканалы ездили к президентам, как холопы к барину, а теперь вот глава государства у нас подлинный либерал. Тем более что, как обещано, высокого гостя, в свою очередь, скоро увидят и «Россия», и НТВ. Однако, по сути, зависимости содержания президентского интервью от того, кто к кому пришел, заметить было невозможно. Медведев так и не сообщил ничего по-настоящему интересного. Ведь о том, что кризис уже проходит, но бюджет России все равно сверстан с дефицитом, знают и так все кому не лень. Что правительству поставлена задача в скором времени этот дефицит ликвидировать и соответствующее поручение уже дано – тоже не слишком свежая информация. А уж рассуждения на тот счет, что видимый успех от объявленной политики модернизации страны ее население раньше чем через 10–15 лет не заметит, вообще для нашей власти традиционны. Россияне привыкли, что им постоянно рисуют светлое будущее.
Другое дело – Владимир Путин, который на прошлой неделе рассказывал о настоящем, причем весьма интересном. Во время визита в Китай премьер продуктивно пообщался с местными СМИ. И снова содержание его интервью для граждан РФ оказалось не менее важным, чем для китайских. Например, хотя неискушенному россиянину рассуждения Путина об объемах экономического взаимодействия с КНР могли показаться скучными, продвинутым зрителям стало понятно: власти нашей страны готовы продавать этому накопившему большие валютные запасы партнеру любой товар. Даже несмотря на имеющиеся трудности в переговорах по цене поставок российских энергоносителей. Однако еще более любопытными стали ответы Путина на вопросы китайских СМИ, которые касались так называемых личных тем. Оказалось, что глава правительства испытывает настоящий драйв от работы по преодолению поразивших Россию трудностей. Кроме того, Путин опять тепло вспоминал о своей прежней президентской должности. На этот раз, правда, не для того, чтобы порассуждать о будущем возвращении на нее, но тоже в интересном контексте. Он отметил, что доволен своим уникальным положением: ранее, как президент, он выстроил стратегию развития страны, а теперь, как премьер, занимается ее осуществлением.
Понятное дело, что злые языки тут же трансформировали это признание в иную форму. Мол, когда Путин был президентом, он наделал столько ошибок в экономике, что теперь только и занимается их исправлением. Впрочем, в этом Путин не признается даже в интервью телевидению Республики Бруней, если, конечно, он соберется в это государство с ответным визитом. Как всем известно, об ошибках прошлого правления, пусть и не в персонализированной форме, у нас говорит нынешний президент. Будем надеяться, что какие-то откровения от Медведева мы все-таки сможем услышать в его беседе с сербскими СМИ – 20 октября российский лидер должен ехать в эту Балканскую страну. А по возвращении ему предстоит встреча с парламентскими партиями, три из которых считают себя обиженными после выборов 11 октября. Есть версия, что думской оппозиции бунт был порекомендован ее кураторами из кремлевской администрации. Для того, чтобы дать Медведеву повод напомнить о своем сентябрьском поручении региональным властям не давить оппозицию административным ресурсом. Поручении, которое по уже сложившейся традиции так никто выполнять и не стал.