Теперь поклонники Цоя будут припадать к «облагороженной» стене.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
В Москве – очередной скандал. Правда, на фоне скандала вокруг выборов он приобрел характер скорее местного значения. Московские власти решили «облагородить» стену Цоя на Арбате. Стихийно возникшая вскоре после смерти музыканта в 1990 году, она существовала все эти годы как место поклонения, «стена плача» по ушедшему так рано из жизни певцу и поэту.
Скандалу попытались придать характер противостояния двух столиц – рок-певец и композитор Сергей Жариков объявил, что Цой вообще не имеет отношения к Москве, он – явление чисто питерское. Впрочем, дележ ушедших знаменитостей – неотъемлемая часть отношений Москвы и Питера еще со времен строительства последнего. Дело не в этом, а в том, насколько велико желание власти все причесать, нарисовать рамки вокруг всякого явления или события, облагородить, украсить... Вопрос, насколько уместно в самом центре города стихийное место поклонения музыканту, спорный. Конечно, говоря формально, убрать эту стену уполномочена любая ступень власти – никакой «мособлкомсовет» не давал на нее разрешения, но факт остается: стена есть, и для огромного количества людей это место священно.
Говорить о каком-то «облагораживании» Арбата смешно, по крайней мере последние лет 25, с тех пор как старенькая, тесная, но привычная улица превратилась в безжизненную бутафорскую насмешку над вкусом. И не важно, что в выходные там не протолкнуться, а продавцы и зазывалы всех мастей уже могут организовывать свой профсоюз, – на этом новом плиточно-фонарном Арбате есть лишь подобие городской жизни, ее эрзац. А реальную жизнь в нее вдыхают такие вот неорганизованные стихийные акции вроде стены Цоя. Наверное, лучше ее вовсе убрать, закрасить и отреставрировать фасад, чем предлагать оставить от нее кусочек и заключить в рамку. А саму стену действительно перенести в Питер – там сейчас хоть и решили от Москвы не отставать по части «облагораживания» внешнего вида города и свойских отношений с памятниками культуры, но только грядущий «Охта центр» сможет уравнять две столицы в бредовости новой застройки.
Как любят у нас спешить! Дали бы хоть уйти поколению тех, кто помнит живого Цоя, кто стал его поклонником на «живых» концертах, кто понимает, что он имел в виду под словами «Перемен требуют наши сердца». Дайте немного времени, прежде чем ломать. Время само все расставит по местам, и, быть может, скоро эта стена сама прикажет долго жить.
Кстати, о музыкантах. 14 октября в Кишиневе во время празднования Дня города грянул взрыв. На сцене в этот момент выступала российская группа «Браво». Словно в героико-мелодраматическом кино, музыканты продолжали играть, глядя, как с места взрыва уносят раненых. Уже послышались упреки в адрес музыкантов – мол, боялись деньги потерять, отрабатывать бабло надо было, потому и не остановились. Но это как надо любить деньги, чтобы во время взрыва думать только о них? С трудом верится в такое. Больше хочется поверить в то, что у музыкантов сработал профессионализм, подсказавший им: все преходяще, а музыка вечна. Вечность, в конце концов, сама разберется, кого ей у себя оставить.